Особенности работы с детьми зпр


Особенности работы с детьми зпр

Статья по логопедии (2 класс) по теме:

Соотношение речи и мышления на этапах развития ребёнка можно рассматривать в различных аспектах.

Прежде всего встает вопрос: Каким образом интеллекту­альное развитие ребенка оказывает влияние на процесс рече­вого развития? Отвечая на этот вопрос, можно выделить три основных этапа когнитивных предпосылок развития речи.

1. Уровень интеллектуального развития ребенка отража­ется на уровне семантики, лежащей в основе высказывания.

Известно, что с помощью языка ребенок выражает свои пред­ставления об окружающей действительности. Естественно, что ребенок неспособен использовать ту или иную языковую фор­му, если не понимает ее значения. Поэтому ребенок сначала усваивает языковые формы, простые с точки зрения семанти­ки, доступные сознанию ребенка, соответствующие уровню его интеллектуального развития. Например, сначала он использу­ет в речи утверждение, а затем усваивает условное наклоне­ние. Раньше ребенок обозначает в речи местоположение, а по­зднее использует обозначение временных понятий и т. д.

2. Уровень несформированности мыслительной деятельно­сти ребенка сказывается и на возможности усвоения формаль­но-языковых средств. Чем проще и легче языковое оформле­ние того или иного понятия, тем быстрее оно усваивается ребенком. Например, сначала ребенок усваивает беспредлож­ные конструкции, затем конструкции с предлогом.

3. Овладение речью связано с возможностями обработки информации, с объёмом кратковременной памяти.

Человеческая речь воспринимается или воспроизводится в сжатые временные сроки. Поэтому ребенок должен обла­дать стратегией быстрого программирования и быстрого де­кодирования, дешифровки речевого сообщения. Усвоение речи ребёнком происходит с учетом его возмож­ностей обработки речевой информации, что отражается и на выходе речи. Чем объёмнее информация, тем труднее она усваивается и воспроизводится в речи.

Особенности организации работы с детьми с задержкой психического развития на уроках химии

Добавлено: 2012.08.24

Морозова Вилена Владимировна, учитель химии, заместитель директора по УВР

В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно-образовательных нормативов успешности, уставных норм. Причины этих отклонений самые разнообразные: биогенные, психогенные, социогенные.

По мнению Г.К. Селевко, дети с проблемами – это результат сложного взаимодействия неблагоприятных условий, ошибок в воспитании и пробелов в психическом развитии ребенка [1].

Именно к данной группе относятся дети с задержкой психического развития (ЗПР). Для таких ребят существуют специальные (коррекционные) классы (школы) VII вида. Однако, чтобы определить ребенка в подобного рода класс (школу) необходимо, в первую очередь, согласие родителей пройти психолого-медико-педагогическую комиссию и потом уже заключение данной комиссии. Даже имея все показания для перехода в данный класс, без родительского согласия сделать это невозможно.

особенности работы с детьми зпр

В конечном счете, получается, что некоторая группа детей с ЗПР обучается в общеобразовательных классах (школах). В результате чего и возникает первая проблема.

Иногда либо за неимением соответствующего опыта у педагогов, либо при отсутствии хорошо организованной социально-психологической службы в школе, учителя принимают таких детей как педагогически запущенных. А ведь это в корне не верно. Отсюда вытекает и вторая проблема: пытаемся чему-то научить, заставляем “зазубривать”, проводим дополнительные занятия, даем больший объем домашних заданий, а результат только ожидаемый.

В данном случае необходима планомерная, четко организованная коррекционно-развивающая работа. И одному педагогу в рамках только своего предмета с этим не справиться. Следует привлекать и психолога школы, и логопеда, и социального педагога, и школьного врача, и классного руководителя, и желательно, вернее необходимо, родителей. Но главное, определить причину неуспеваемости или неадекватности ребенка и здесь без квалифицированного педагога-психолога Вам не обойтись.

В конечном счете, причина определена и ребенка переводят (определяют) в специальный (коррекционный) класс VII вида. Естественно, что желательно данную процедуру провести еще в начальной школе. По своему опыту я убедилась, что дети, которые обучаются в таком классе со второго года обучения, быстрее адаптируются к школьной программе, более эффективно работают на уроках, уровень мотивации к обучению тоже повышается. Учащиеся, которые перешли в данный класс в 5 классе (чего по-хорошему не должно происходить, т.е. в свое время мы их просмотрели) испытывают ряд трудностей и реализоваться в школьном учебном пространстве им тяжело, т.к. самое драгоценное для коррекции и психического развития время потеряно.

Основные цели и задачи коррекционно-развивающего обучения.
  1. Развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, классификации, обобщения и т.д.
  2. Развитие познавательной активности детей.
  3. Развития словарного запаса.
  4. Формирование и закрепление умений и навыков.
Конечно, решить все эти задачи одному педагогу на своем уроке не всегда реально. Но можно выделить ряд направлений коррекционно-развивающей работы, которые необходимо использовать при организации и проведении уроков:
  1. Коррекция отдельных сторон психологической деятельности:
    1. развитие зрительного восприятия
    2. развитие зрительной памяти и внимания
    3. формирование обобщенных представлений.
  2. Развитие основных мыслительных операций:
    1. навыков классификации
    2. умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму
    3. навыков анализа.
  3. Развитие различных видов мышления.
  4. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Химия – достаточно сложная наука. И в тоже время на уроках химии можно (нужно) в полной мере реализовать все вышеперечисленные направления. Предлагаю некоторые, проверенные формы и методы работы, которые использую на уроках химии в 8 классе специального (коррекционного) класса VII вида. Данные задания можно использовать и для всех групп учащихся, и для плохо успевающих ребят, и для детей с ЗПР, которые обучаются в общеобразовательных классах.

1. Заведите “Ценную тетрадь”, в которой учащиеся собирают всю справочную информацию: формулы, определения, алгоритмы составления молекулярных и ионных уравнений, алгоритмы решения задач, составление формулы по валентности, и т.д. Данной тетрадкой можно пользоваться во время урока, но при выполнении самостоятельной работы – нет.

2. Проводите лабораторные и практические занятия. Отказаться от них невозможно, т.к. именно данный вид работы – главный источник мотивации обучения химии. Чтобы облегчить работу учащихся, да и свою, пришлось для данного класса самостоятельно разработать адаптированные тетради для практических работ, чтобы сократить время на проведение лабораторного занятия.

3. Обязательно проверяйте домашнее задание у доски с полным разбором.

4. Не бойтесь задавать использовать на уроках проблемные ситуации. Нужно только помнить, что вопросы и ситуации, которые вы задаете, не должны быть очень сложными. Главное направить ход мыслей учащихся в нужное русло с помощью наводящих вопросов. В результате учащиеся должны осознать, что ответ нашли они, причем самостоятельно.

5. Побуждайте учащихся к поиску собственных ошибок, их анализу и осмыслению.

6. Используйте наглядный материал в полной мере. В этом плане очень хорошо помогают электронные учебники и виртуальная химическая лаборатория. Не пытайтесь объяснить без подтверждения или наглядности даже элементарных, на ваш взгляд, понятий.

особенности работы с детьми зпр

7. Проводите диктанты по формулам химических соединений: сульфат кальция, оксид бария, карбонат натрия, оксид серы (VI). Причем, первое время, необходимо делать проверку у доски, работая “по цепочке”.

8. Используйте тестовые задания. В данном случае ребенок как раз видит ответ, а не долго и тяжело его вспоминает. Но не следует отказываться и от традиционных контрольных работ. Желательно, заменить их просто на зачет.

9. Используйте:

9.1. различные задания, имеющие практическое применение полученных знаний.

* Составьте формулы названных в тексте оксидов [2].

В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия____________ (глина), оксид кремния (IV) _________________ (песок), оксид железа (III) _______________. Водная оболочка Земли - гидросфера – это оксид водорода ____________. В воздухе есть оксид углерода (IV) ______________ (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуется вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II) __________ (угарный газ), оксид серы (IV) _______________ (сернистый газ), оксид азота (II) ________ и оксид азота (IV) __________________.

* Значение оксида углерода (IV) состоит в том, что он является:
  • продуктом дыхания и горения
  • источником развития растений
  • препятствием для нормальной теплоотдачи Земли в космическое пространство
  • основой производства шипучих напитков, тушения пожаров
  • 9.2. задания с экологическим содержанием (http://www.alchimic.ru).

    * Задача №1. Хорошо известно, что легковой автомобиль загрязняет воздух вредными выбросами: на каждые 10 километров пути с его выхлопными газами в атмосферу попадает 7 моль оксида углерода (II) и 1 моль оксида азота (II). Какая масса этих вредных веществ попадет в атмосферу при автомобильной поездке на дачу, которая расположена в 80 км от дома?

    * Задача №2. Сточные воды химического комбината вполне отвечают санитарным нормам по содержанию азотной кислоты (30 мг в 1 л). Рассчитайте массовую долю HNO3 в этих сточных водах (при плотности, примерно равной 1 г в 1 мл). Сколько азотной кислоты уходит в канализацию с комбината, если объем промышленных стоков составляет ежесуточно 75 м 3 .

    10. Примеры заданий для развития внимания и памяти:

    10.1. Подчеркните формулы оксидов в записанном “тексте” [2]:

    10.2. Подчеркните формулы солей.

    10.4. Разделите перечисленные названия и формулы в группы:

    Оксид кальция, соляная кислота, сульфат бария, гидроксид натрия, карбонат натрия, азотная кислота, гидроксид железа (II), оксид железа (II), оксид серы (IV), фосфат кальция, гидроксид меди (II)

    10.5. Определите соединение, которое является лишним в данной группе

    11. Применяйте разнообразные задания на сравнение:

    - неметаллические свойства больше выражены у О или S

    - сравните заряд ядра, число электронных слоев, число электронов на последнем уровне в атомах Cl и Br.

    12. Особую трудность вызывают у учащихся задания на составление уравнений реакции, особенно цепочек превращений. Поэтому задание типа

    Пытайтесь давать больше информации при составлении уравнений реакций, со временем вы будете что-то убирать и исключать, а может быть и усложните задания.

    13. Составляйте схемы и таблицы, не сильно перегруженных информацией.

    Задержка психического развития

    В детском возрасте, среди различных отклонений, связанных с психическим развитием, чаще всего встречается такое заболевание, как задержка психического развития (ЗПР), которая имеет временный характер и проявляется в недостаточной памяти, сильной и быстрой утомляемости, отсутствии должных знаний об окружающем мире и недостаточном уровне мышления.

    В большинстве случаев обнаружить недуг у ребенка удается при поступлении в школу, когда его поведение прямо указывает на неспособность адаптироваться к возложенной нагрузке и воспринимать тот объем знаний, который необходим в конкретном возрасте.

    Существует две основные причины, которые могут поспособствовать развитию данного недуга:

  • биологическая
  • социально-психологическая.
  • К первой группе факторов, способных повлиять на психическое состояние ребенка, относят следующие:

  • патология беременности, связанная с заболеваниями матери или вредными привычками в период беременности
  • рождение ребенка раньше положенного срока, небольшой вес при рождении
  • заболевания соматического характера
  • наличие повреждений головного мозга
  • родовые травмы.
  • Ко второй группе факторов, под воздействием которых может возникнуть расстройство психики, относят следующие:

  • отсутствие должного воспитания ребенка, изоляция ребенка от родителей
  • отсутствие активной деятельности, согласно возрасту (игры, обучение, общение со сверстниками)
  • авторитарное воспитание, чрезмерная опека.
  • Не обязательно причиной заболевания может послужить один какой-либо фактор. Сопутствовать расстройству психики могут несколько факторов, как биологических, так и социально-психологических.

    особенности работы с детьми зпр

    Симптомы задержки психического развития ребенка

    Диагностировать ЗПР у детей чаще всего удается при поступлении в школу. Именно в этот период на ребенка возлагается значительная нагрузка и можно адекватно оценить его поведение. В некоторых случаях выявить проблему удается раньше, к первичным симптомам заболевания, связанного с расстройством психики, относят следующие:

  • малыши с ЗПР обычно позже начинают держать голову, говорить и ходить
  • излишняя тревожность, нерешительность
  • агрессивное поведение
  • явные отставания от сверстников, отсутствие навыков выполнять самостоятельно простые действия (умыться, одеться, обуваться)
  • замкнутость, отсутствие желания общаться со сверстниками.
  • Обнаружив любой из перечисленных симптомов у ребенка, следует обратиться за консультацией к квалифицированному неврологу. Проведя профилактический осмотр, врач сможет помочь решить сложившуюся проблему.

    Особенности задержки психического развития

    Дети, страдающие задержкой психического развития, имеют некоторые особенности, которые зачастую проявляются после поступления в школьные учебные заведения. Наиболее заметным признаком заболевания становится отсутствие способности к обучению.

    Такие дети не имеют достаточно знаний для продолжения полноценного обучения в школе, им с трудом дается чтение и письмо, им трудно соблюдать установленные в школе правила. Данные особенности обусловлены ослабленной нервной системой.

    Детям с такой патологией тяжело самостоятельно выполнять какие-либо работы, и они не могут до конца осознать, для чего им необходимо обучение. Для таких детей школьный период становится весьма сложным испытанием, порой, наносящий еще больший вред их здоровью.

    Что касается эмоционального проявления, то дети с ЗПР могут отличаться от сверстников агрессивным поведением, отсутствием самоконтроля, им присуща неуверенность, чрезмерная суетливость, частая смена настроения.

    Виды ЗПР

    Благодаря квалифицированному психиатру, К.С.Лебединской, была разработана классификация разновидностей задержек психического развития, встречающихся в детском возрасте:

    ЗПР психогенного вида – сопутствует заболеванию неблагоприятная обстановка в семье и окружении, отсутствие надлежащего воспитания

    ЗПР конституционного вида – причиной в большинстве случаев является недостаточное созревание лобных частей головного мозга. Дети, у которых наблюдается данное отклонение, отличаются инфантилизмом, их поведение не соответствует возрасту (они более склонны к играм, нежели к обучению). При своевременном лечении корректировка психики дает хорошие результаты

    ЗПР соматогенного вида – причиной является перенесенное заболевание. Такие дети заметно ослаблены, астеничны, отличаются слабой выносливостью

    ЗПР целебрально-астенического вида – причиной является органическое поражение мозга. Такие дети гиперактивны, легко возбудимы, имеют неврозы и частые перепады настроения.

    В каждом отдельном случае наблюдаются свои особенности в плане эмоциональной сферы и интеллектуального развития.

    Коррекция задержки психического развития

    Задержка психического развития требует незамедлительного лечения и активного участия таких специалистов, как неврологи, психиатры, психологи, дефектологи, логопеды и педиатры. Коррекция психологического развития – это достаточно длительный процесс, который лучше всего начинать еще в дошкольном возрасте.

    Основная работа направлена на систематическое обучение в специализированных учреждениях, где знания даются порционно, материал многократно повторяется, часто происходит смена видов деятельности. При работе с детьми, имеющими ЗПР, специалисты уделяют особенное внимание развитию познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, собственного мышления.

    Развитие эмоциональной сферы, а также моторной и сенсорной сферы, проводится с использованием игровой терапии, арттерапии и других подобных программ. Занятия с логопедом необходимы для коррекции речевых навыков.

    Кроме всего прочего, в лечение также применяется медикаментозная терапия. Препараты назначает только лечащий врач, исходя из каждого конкретного случая. Для скорейшего восстановления психики ребенка также активно применяют лечебный массаж и водолечение.

    Особенности внимания у детей с ЗПР

    Особенности внимания у детей с ЗПР - раздел Психология, Задержка психического развития В Психолого-Педагогических Исследованиях Отмечаются Следующие Особенности Вни.

    В психолого-педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:

    • неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в течение 5—15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы,3 — 7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т.д.

    • сниженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза

    • снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом

    • сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей

    • сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения

    • «прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию

    • повышенная отвлекаемость.

    Дефицит внимания характеризуется наличием короткого промежутка собственно внимательного поведения: ребенок рассеян, дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания. Ошибки чаще возникают из-за невнимательности, нежели из-за недостатка понимания материала. Наблюдается повышенная отвлекаемость на окружающие звуки, зрительные стимулы, детали собственной одежды и т.п.

    В настоящее время по отношению к детям, у которых на первое место выходят исключительно нарушения внимания, осложненные повышенной двигательной и речевой активностью, стали использовать термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

    На первое место среди причин, вызывающих данное нарушение, ставят причины биологического характера, в частности слабое развитие лобных долей, которые отвечают за программирование и контроль поведения, а также нарушения ретикулярной формации (блок активации).

    Среди неблагоприятных факторов отмечается также отягощенный акушерский анамнез, нежелательность беременности и попытки ее прервать, травмы при рождении и малый вес при рождении.

    Кроме того, отмечается и значение генетического фактора. Замечено, что в большом проценте случаев у родителей детей с СДВГ в детстве наблюдались те же симптомы. Не исключаются и причины социально-психологического порядка, такие, как стресс матери во время беременности, неблагоприятная семейная обстановка.

    ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Цель . развить различные свойства внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

    Увеличение объема внимания

    Механизмы:

    § постепенное увеличение числа объектов

    § опора на зрительный и слуховой анализаторы

    Источники:
    nsportal.ru, natursciences.area7.ru, forsmallbaby.ru, allrefs.net

    Следующие статьи:


    13 июля 2020 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения

    Популярное:

  • Увеличены шейные лимфоузлы у ребенка форум (788)
  • Заеды у ребенка чем лечить комаровский (128)
  • Ребенок часто писает комаровский (105)
  • Неприятный запах от волос у ребенка (63)
  • Неврологический кашель у ребенка форум (58)
  • Баланопостит у детей до года (53)

  • Надавно добавленные материалы:

    Ангина у детей 8 лет

    Люголь имеет довольно специфический запах, и он очень неприятен на вкус из-за содержания йода. Сразу после применения горло

    Читать далее

    Тошнота и понос у ребенка 2 года

    С утра у ребенка (2 года) начался понос, несколько раз сходил. Температуры нет. Утром позавтракал с неохотой,

    Читать далее

    У ребенка 1 год заложен нос что делать

    Сильный насморк у годовалого ребенка явление распространенное, но, тем не менее, способное обернуться настоящей проблемой для всей семьи. Заложенный нос у малыша мешает спокойному сну, приводит

    Читать далее

    У ребенка сопли далеко в носу

    Содержание:Насморк в нашем обществе принято считать делом весьма обыденным, так сказать неприятным, но не болезненным состоянием. Как правило, тревожный симптом попросту игнорируется до появления

    Читать далее

    Температура при отитах у детей

    C 12 по 19 марта в форуме "Детское здоровье" на сайте Eva.Ru проходила онлайн-консультация по теме "Отит. Повышенная

    Читать далее

    У ребенка болит живот понос и рвота

    Вообще-то, при болях в животе есть общее правило:не давать ребенку обезболивающие препараты до осмотра врача,т.к. они могут "сгладить" симптомы острой хирургической

    Читать далее