Психологические особенности детей с онр


Психологические особенности детей с онр

Общее недоразвитие речи

В течение первых шести лет жизни ребенок приобретает больше знаний, чем за все остальные годы, вместе взятые. Особенно бурное развитие происходит в первые два года, когда новорожденный малыш, имея только несколько врожденных рефлексов, постепенно учится сидеть, ползать и ходить, понимать чужую речь и говорить самостоятельно и приобретает другие важные умения.

Понимать и воспроизводить родную речь ребенок учится в течение достаточно длительного промежутка времени. Существуют определенные нормы речевого развития, ориентируясь на которые, родители могут вовремя заподозрить у своего ребенка отставание в развитии.

Общее недоразвитие речи (ОНР) и задержка речевого развития – это не одно и то же. Если во втором случае малыши просто начинают говорить чуть позже сверстников, то при ОНР у детей наблюдаются речевые расстройства, связанные как со смыслом, так и со звучанием.

Причины недоразвития детской речи различны: это могут быть и последствия родовой травмы, и различные неврологические заболевания, и травмы психологического характера.

Характеристика и психологические особенности детей с ОНР

Общее недоразвитие речи обычно диагностируется у дошкольников 4-6 лет. Как правило, это дети с нормально развитым интеллектом, без дефектов слуха. Они начинают говорить позже других, при этом их речь часто неразборчива, ее понимают лишь родители. Подрастая, дети начинают очень критично относиться к дефекту речи, переживать. Именно поэтому общее недоразвитие речи нуждается в лечении, и преодоление этой проблемы вполне реально.

Уровни общего недоразвития речи

Медики выделяют четыре уровня общего недоразвития речи.

психологические особенности детей с онр
  1. Первый уровень характеризуется практически полным отсутствием речи, когда ребенок больше лепечет, активно применяя жестикуляцию, чем говорит.
  2. На втором уровне ОНР у ребенка появляется фразовая речь в зачаточном состоянии. Он способен произносить предложения из нескольких слов, но часто искажает слова и их окончания.
  3. Третий уровень характеризуется более осмысленной речью: ребенок говорит свободно, но его речь пестрит лексическими, грамматическими и фонетическими ошибками.
  4. Четвертый же уровень речевого недоразвития диагностируется у детей, которые допускают речевые ошибки на первый взгляд незначительные, но в итоге препятствующие нормальному обучению.
<
p>С детьми с ОНР должна проводиться регулярная логопедическая работа. Кроме того, необходим контроль психолога и иногда невролога. Детям с этим диагнозом чрезвычайно важно повышенное родительское внимание и поддержка, без которых преодоление заболевания невозможно.

Психологические особенности детей с общим недоразвитием речи: особенности познавательной деятельности.

Читайте также:

Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными выше речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированностъ процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

— нарушены внимание и память

— нарушены пальцевая и артикуляционная моторика

— недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания (направленность, объем, распределение, сосредоточенность, устойчивость, концентрация и переключаемость). У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Нарушение внимания проявляется у таких детей в следующем:

они не замечают неточностей в рисунках-шутках не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Например это происходит в случаях, когда предложено показать на листке только квадраты (красные фигурки, круги и т. п.) хлопнуть в ладоши, если будет названа одежда (продукты, животное и т. п.) собрать в коробочку все предметы из металла (дерева, пластмассы и т. п.).

Еще труднее сосредоточивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти . При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижение по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трёх – четырёхступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки,

У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовывать и оно сохраняется в течение длительного времени. Или, например, ребенок значительно легче воспроизводит названия шести-восьми подарков на день рождения, чем четырех-пяти спрятанных на занятии игрушек.

Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью с замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы . У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормального развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции — языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Артикуляция всех звуков речи и происходит тогда, когда перечисленные подвижные органы образуют смычки и щели между собой или с неподвижными органами — небом и зубами. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков АПН РФ (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина). Они установили, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие 5-летние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. п.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук.

И последнее. Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: «Зимой дома тепло, тому (потому) что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда — он больше».

Дети с указанным нарушением могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, так как они стоят в комнате некоторые с трудом решают простейшие математические задачи или не в состоянии отгадать даже несложные загадки .

Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в наглядно – образной сфере мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично. В частности, это касается словесно-логического мышления и внимания.

Характерологические (личностные) особенности детей с общим недоразвитием речи заметны любому воспитателю, отработавшему в специальной группе хотя бы одну смену. Отклонение от нормы у таких малышей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так, на занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища.

В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы), а иные, наоборот — вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек воспитателем). Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Воспитатели постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.

Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.

Консультация психолога «Особенности познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи»

Особенности познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи.

Задача: 1. Повышение психологической компетентности педагогов.

2. Предупреждение трудностей в воспитании и обучении детей с ОНР.

Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций у детей с ОНР показывает своеобразие их психического развития. У детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового зрительного, пространственного.

Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем - фонематического восприятия. Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с ОНР.

Нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных представлений, в инертности и нестойкости зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета.

Изучение особенностей ориентировки в пространстве показало, что дети с недоразвитием речи затрудняются в основном в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта. У них также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле (как правило, при усложнении заданий). Особенно стойко пространственные нарушения проявляются при рисовании человека: изображения отличаются примитивностью и малым количеством деталей.

Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми.

Исследования памяти у детей с ОНР обнаруживают, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Однако заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции.

Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового и логического запоминания.

Количественные показатели невербального интеллекта у этих детей колеблются преимущественно в пределах от норм до низкой границы нормы. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат мыслительной деятельности. В этой работе привлекается внимание к необходимости дифференцированного подхода к детям с учетом особенностей их интеллектуального развития.

Специфические особенности неречевых процессов у детей с ОНР отмечают Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева (1991). Авторами выделяются недостаточная устойчивость внимания, сложности при распределении внимания. У части детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У части детей с ОНР отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций. Наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев руки, общее недоразвитие мелкой моторики.

Проблема формирования личности и особенности общения детей с недостатками речевого развития.

Задача: 1. Повышение психологической компетентности педагогов.

2. Предупреждение трудностей в воспитании и обучении детей с ОНР.

Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его личности, самосознания и самооценки.

Изучая особенности развития дошкольников с ОНР, О. А. Слинько отмечает, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников.

Такие авторы, как Г. В. Чиркина, Л. Г. Соловьева отмечают, что особенности речевого развития детей с ОНР (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера) сочетаются с нарушениями коммуникативной функции. Это выражается в снижении потребности в общении, несформированности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм) .

В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания речевого дефекта дошкольников с ОНР можно разделить на три группы:

- Дети первой группы не демонстрировали переживания речевого дефекта, у них не отмечалось трудностей при речевом контакте. Они активно взаимодействовали со взрослыми и сверстниками, широко использовали при этом невербальные средства общения.

- У детей второй группы наблюдались некоторые трудности в установлении контакта с окружающими, они не стремились к общению, на вопросы старались отвечать односложно, избегали ситуаций, требующих использования речи, в игре прибегали к невербальным средствам общения, демонстрировали умеренное переживание дефекта.

- У детей третьей группы отмечался речевой негативизм, который выражался в отказе от общения, замкнутости, были зафиксированы агрессивность, заниженная самооценка. Дети избегали общения со взрослыми и сверстниками, а в игре не пользовались вербальными средствами на логопедических занятиях в речевой контакт вступали только после длительной стимуляции.

Учитывая вышеперечисленные особенности дошкольников с ОНР, при работе педагогов с детьми можно придерживаться следующих правил.

Психологические особенности памяти у детей с ОНР

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения памяти у детей с ОНР 7

Литература 42

Приложение 1 43

Приложение 2 44

Приложение 3 45

Выдержка из работы

С конца прошлого века особый интерес начинает вызывать детская речь, особенности ее развития и причины нарушения, формируются научные представления о некоторых клинических формах речевых расстройств (А. Куссмауль, И. А. Сикорский и др.).

психологические особенности детей с онр

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.

Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений (т. е. несформированность общего и орального праксиса).

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т. е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью. Двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.

Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки зрения психического развития: не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка. При хорошо организованной психолого-педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.

Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: П. П. Блонский, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, Т. Б. Никитина, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, А. Бэн, К. Гроос и многие другие.

Еще в 80-х годах прошлого столетия немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления - это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел основные кривые заучивания материала. Классические исследования Г. Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э. Крепелина, применившего эти приемы к анализу того, как проникает запоминание у больных с психическими изменениями, и немецкого психолога Г. Э. Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведение следов памяти у человека.

Изучением данной проблематики занимались: П. П. Блонский, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, Т. Б. Никитина, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, А. Бэн, К. Гроос и многие другие.

психологические особенности детей с онр

«Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [14]

На первых порах исследовались в основном процессы памяти у человека, сводясь скорее к изучению специальной сознательной, мнемической деятельности, чем к широкому анализу естественных механизмов запечатление следов, в одинаковой степени проявляющихся как у человека, так и у животного. С развитием объективного исследования поведения животного, область изучения памяти была существенно расширена.

В конце 19-го и в начале 20-го веков появились исследования известного американского психолога Торнайка, который впервые сделал предметом изучения формулирования навыков у животного, как животное обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки. В первом десятилетии 20-го века исследования этих процессов приобрели новую научную форму. И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов. Были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи и которые влияют на это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процессов «учения» у животных составляли основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти.

Список литературы

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.,1980

2. Бартлет Ф. Психика человека в труде и игре. М. 1959

3. Белякова Л.И. Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. М. 1998.

4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,1960

5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М: Просвещение, 2006. – с.96

6. Исследование памяти. / Отв. ред. И.Н. Корж. – М: Наука, 1990. – с. 216

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М: Смысл, 2000. – с. 512

8. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – с. 816

9. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. — М. 1998.

10. Назарова Н.М. Специальная педагогика. М.,2006

11. Немов Р.С. Психология. Кн.1.М. 1997

12. Норман Д. Память и научение. М. 1985

13. Общая психология. Курс лекций. М. ВЛАДОС. 1995

14. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии под редакцией А.А. Крылова. С-Пб. 2000

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1995

16. Смирнов А.А. Проблема психологии памяти. М. 1991

17. Филичева Т.Б. Чевелева Н.А. Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М. 2004.

18. Эббингауз Г. Основы психологии. С-Пб. 191

19. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. — М. 1997.

20. Ястребова А.В. Спирова Л.Ф. Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. — М. 2006.

Источники:
womanadvice.ru, studopedia.ru, www.maam.ru, r.bookap.info

Следующие статьи:


23 октября 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения

Популярное:

  • Леп у ребенка комаровский (64)
  • Ребенок часто писает комаровский (57)
  • Смегма у ребенка как избавиться (34)
  • О нас (31)
  • Ребенок кашляет после лечения антибиотиками (30)
  • Золотуха на голове у ребенка форум (30)

  • Надавно добавленные материалы:

    Ангина у детей 8 лет

    Люголь имеет довольно специфический запах, и он очень неприятен на вкус из-за содержания йода. Сразу после применения горло

    Читать далее

    Тошнота и понос у ребенка 2 года

    С утра у ребенка (2 года) начался понос, несколько раз сходил. Температуры нет. Утром позавтракал с неохотой,

    Читать далее

    У ребенка 1 год заложен нос что делать

    Сильный насморк у годовалого ребенка явление распространенное, но, тем не менее, способное обернуться настоящей проблемой для всей семьи. Заложенный нос у малыша мешает спокойному сну, приводит

    Читать далее

    У ребенка сопли далеко в носу

    Содержание:Насморк в нашем обществе принято считать делом весьма обыденным, так сказать неприятным, но не болезненным состоянием. Как правило, тревожный симптом попросту игнорируется до появления

    Читать далее

    Температура при отитах у детей

    C 12 по 19 марта в форуме "Детское здоровье" на сайте Eva.Ru проходила онлайн-консультация по теме "Отит. Повышенная

    Читать далее

    У ребенка болит живот понос и рвота

    Вообще-то, при болях в животе есть общее правило:не давать ребенку обезболивающие препараты до осмотра врача,т.к. они могут "сгладить" симптомы острой хирургической

    Читать далее