Недирективная помощь детям


Недирективная помощь детям

НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

(Терапия отношениями)

Единственное, что психолог может сделать для ребёнка это последовательно и терпеливо оказывать ему помощь в обретении самого себя

Общеизвестный факт пациент и доктор, клиент и психолог должны "совпасть" друг с другом. Каждый из нас, обращаясь за помощью, рад найти "своего" специалиста. И неважно, касается ли дело ремонта машины, лечения зубов или чего-то ещё.

Очень важно также, чтобы "рабочий инструмент" специалиста приходился ему, что называется, "по руке". Мир практической психологии предлагает сегодня ярчайшее разнообразие подходов. Я рада, что нашла метод работы с детьми, полностью соответствующий моим склонностям, мировоззрению и личностным особенностям. Занимаясь недирективной игровой терапией с детьми, я остаюсь сама собой, не переставая быть профессионалом. Мне нравится процесс работы, и мне радостно видеть, как меняется поведение детей, приходящих на занятия. Как раз от разу они становятся чуть свободнее, чуть счастливее, чуть здоровее. Сопровождение ребёнка на его пути к исцелению сродни чуду.

Метод недирективной игровой терапии основан на использовании естественных механизмов детской игры. Особую роль в процессе работы играют взаимоотношения психолога и ребёнка. Поэтому данное направление иногда называют также терапией отношениями .

Возможности игровой терапии

Игра самое естественное занятие для ребенка. В процессе занятий игровой терапией нет ничего, напоминающего лечение или обучение. Ребенку предлагается играть или заниматься с такими материалами, как краски, мелки, пластилин по его собственному желанию. Фантазируя, сочиняя свои собственные сюжеты, ребёнок может выразить свое эмоциональное состояние, "отыграть" свои страхи, напряжение, тревожность. Именно в процессе спонтанной игровой деятельности ребёнок может шаг за шагом гармонизировать своё эмоциональное состояние.

К сожалению, в жизни многих современных детей остается всё меньше места для такой свободной естественной игры.

А ведь играя по своему желанию, ребёнок чувствует себя ни больше, ни меньше! творцом своего собственного мира. В этой деятельности невозможно ошибиться или сделать что-то не так. Это важно для развития ребенка придумывать и реализовывать что-то по собственной инициативе, на свой лад. Детская игра обладает исцеляющим потенциалом. Как правило, детям нравятся занятия игровой терапией. Именно особая атмосфера взаимоотношений с психологом позволяет им изживать свои проблемы естественным путём, играя.

Каковы же функции психолога, работающего в рамках этого подхода?

Первая задача профессионала в данном случае создать условия для того, чтобы ребенок свободно проявлял свои чувства и потребности. Все инициативы ребенка, не приносящие вред ему самому, психологу и оборудованию игровой комнаты, принимаются и разделяются специалистом. Именно в такой атмосфере принятия и доброжелательности расцветают лучшие возможности ребенка и постепенно нивелируются проблемные моменты в его поведении. Получив возможность выразить страхи, неуверенность, враждебность, ребёнок может в результате достичь покоя, чувства безопасности, уверенности в себе.

Из откликов родителей:

"Я удивлена уже после нескольких занятий дочка (ученица второго класса) робко подняла руку на уроке в школе. Это случилось впервые, до сих пор она стеснялась отвечать даже хорошо выученные уроки"

Статья (подготовительная группа) по теме:

Для старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому одним из требований к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)
  • Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

    Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности. Для создании творческих ситуаций в игровой деятельности нами в подготовительной к школе группе создана предметно- игровая среда в которой каждый ребенок может заниматься любимым делом. В ходе сюжетно-ролевых игр дети берут на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, используют атрибуты, которые изготавливают самостоятельно, конструкторы, строительные материалы и предметы-заместители. Например, в ходе сюжетно - ролевой игры "Мы пожарные" в совместной деятельности воспитателя и детей были изготовлены огнетушители, рации, инструменты, а в качестве предметов-заместителей дети использовали канаты в качестве пожарного рукава.

    В игре "Строитель" дети отображали знания о профессии строитель, использовали атрибуты, в соответствии с сюжетом, конструкторы строительные материалы, действовали в соответствии с планом игры, который разработали сами в ходе предварительной беседы: распределение ролей выбор объекта строительства выбор строительного материала само строительство сдача объекта. Дети самостоятельно подготовили предметно-игровую среду (различные виды конструктора, инструменты, предметы-заместители). Роль педагога в сюжетно-ролевой игре - регулирование положительных взаимоотношений, направленное на социализацию детей в коллективе.

    С целью организации самостоятельных игр детей в нашей группе оборудована игротека, в которой сосредоточены игры: "Блоки Дьенеша", "Палочки Кьюизенера", "Кубики Зайцева", "Найди ошибки", геометрические головоломки, танграмы, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы и др. В этой игротеке дети самостоятельно выбирают игру по желанию и по возможностям. Данный центр способствует развитию логических действий - сравнения, логических операций - классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий.

    На прогулке дети также проявляют инициативу в подвижных играх с правилами, объединяются в микро-группы по интересам, выбирают водящего с помощью считалки или жребия, что способствует развитию дружеских взаимоотношений.

    Для развития театрализованной деятельности в группе создана предметно-игровая среда: уголок ряжения, театр масок, различные виды театров (настольный театр, кукольный театр). Дети отдают предпочтение уголку ряжения, объединяются в группы, придумывают сказки, распределяют роли, подбирают наряды и атрибуты, репетируют содержание инсценировки. Результатом этой игры становится коллективное представление для сверстников группы.

    Продуктивная и творческая деятельность старших дошкольников реализуется в режимные моменты. Оборудован "Уголок творчества", который создан по принципу доступности и мобильности. В уголке собранны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, манка, песок, трубочки для раздувания, цветная бумага, тонированная бумага, бумага для граттажа, зубочистки, зубные щетки, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности). Педагоги стараются в режимные моменты предоставить свободу, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий, которые находят отражение в детских работах. Например, по теме "Космос" в совместной деятельности были изготовлены листы для граттажа, на которых затем процарапывались сюжеты о космосе. По теме "Осень" дети рисовали осенний пейзаж, используя нетрадиционную технику "монотипия", дети рисовали рисунок на одной стороне поверхности и отпечатывали на другую, после этого они дополняли рисунок различными элементами. Это все способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способо

    Одной из ведущих форм работы в старшем дошкольном возрасте является познавательно-исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность проводится по методике А.И. Савенкова, которая направлена на создание условий для самостоятельного поиска путей решения проблемной ситуации. В группе организован «Уголок экспериментирования» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Созданы "Папки исследователя" на каждого ребенка, которые пополняются планами и схемами по результатам совместных проведенных исследований педагога и детей.

    Для реализации проекта "Животные жарких и холодных стран", в соответствии с темой недели, был создан журнал "Удивительные животные". В ходе создания журнала дети самостоятельно собирали информацию о понравившемся животном, опираясь на план (карточки-символы, обозначающие действия: " подумать", "спросить у другого человека", "провести эксперимент", "понаблюдать", посмотреть в книгах", "посмотреть в компьютере"). В ходе предварительной работы дети посетили библиотеку. где рассматривали книги о животных. Для сбора информации была создана предметно-развивающая среда: центр "Почемучка", в котором находились энциклопедии, книги о животных, "Компьютерный центр", где были предоставлены презентации и интересные факты, о животных найденные в интернете, а так же редакционный центр, где собраны предметные картинки, с помощью которых дети могут оформить свою страничку журнала. Дети самостоятельно распределяют работу, которую будут выполнять, и расходятся по центрам для сбора информации. Педагог выступал в роли партнера, помогал тем, кто нуждался в помощи в данную минуту.

    Собранная детьми информация, была представлена в виде сюжета программы "В мире животных", перед началом которой, был поставлен проблемный вопрос о создании студии для съемки передачи в группе. Дети самостоятельно создавали из подручных средств, студию.

    В группе проводятся не только групповые проекты, но и индивидуальные детские проекты. Изучение темы " Транспорт" вызвал большой интерес у Пижамова Егора. Особенно заинтересовали его трактора, так как папа работает на тракторе и дома он собирает коллекцию игрушечных тракторов. Ему стало интересно, как же называются его игрушечные трактора и каково их назначение. Поэтому был создан проект "Все о тракторе". Был составлен план исследования ("подумать", "спросить у взрослого", "прочитать в книге"). В ходе реализации проекта была осуществлена экскурсия на работу к папе и беседа с ним о тракторе, на котором он работает, совместно с педагогом он посетил библиотеку, где рассматривали книги о тракторах, и собрал информацию о своей коллекции. После сбора информации, был оформлен "доклад" и Егор рассказал о своем тракторе ребятам группы. После выступления, слушатели задавали вопросы. Данный проект был предоставлен на окружном конкурсе детских проектов "Мои первые открытия"

    Такая работа развивает у детей умения и навыки проведения самостоятельных исследований, позволяет развивать важные познавательные функции: память, внимание, восприятия воспитывает навыки сотрудничества, взаимопомощи, дружеские взаимоотношения.

    Недерективная игровая терапия. Введение в практику.

    Описание Адрес и контакты Запись на участие Отзывы (1)

    &ldquoНЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИКУ&ldquo

    ПРОГРАММА КУРСА

    1. История развития метода и его современное состояние. Игровая терапия в России. Подходы и вариации (психоаналитическая игровая терапия, гуманистическое направление).

    2. Основные цели и задачи игровой терапии

    3. Компетенции игрового терапевта.

    4. Классификация основных нарушений развития эмоциональной сферы ребенка

    5. Работа с возрастными кризисами развития в игровой терапии.

    6. Стратегия работы игрового терапевта. Первичная диагностика (основные методики, свободная игра ребенка как источник диагностической информации). Составление плана помощи семье.

    7. Технические требования к кабинету игрового терапевта.

    8. Основные принципы недирективной игровой терапии (В. Экслайн)

    9. Контакт терапевта с ребенком как инструмент работы (уровени контакта, установление рабочих отношений терапевт-ребенок).

    10. Основные техники игровой терапии. Отзеркаливание, вопросы, правила.

    11. Ограничения как инструмент терапевтической работы.

    12. Работа с родителями в недирективной игровой терапии: стратегии и тактики.

    13. Сложные случаи (работа с детьми с особыми потребностями)

    14. Демонстрационные сессии.

    15. Самостоятельная работа участников, обсуждение результатов, ответы на вопросы.

    Курс &ldquoНедирективная игровая терапия рассчитан на людей, которые занимаются/хотят заниматься профессиональной психологической помощью детям или хотят расширить свои представления о том, какой эта помощь может быть.

    Недирективная игровая терапия (Play Therapy) - это метод, который предназначен для решения эмоциональных и поведенческих проблем у детей в возрасте от 3-х до 10-12-ти лет. Главный принцип недирективной игровой терапии прост: детская психика крайне пластична и если создать необходимые условия, она сама себя исцелит. Вся работа строится в виде свободной игры ребенка в специально оборудованном помещении (игровой комнате), а помощь терапевта состоит именно в том, что он демонстрирует ребенку понимание и оказывает ему поддержку тогда, когда он не привык ее получать.

    Конечное же, успех игрового терапевта зависит не столько от того, насколько хорошо он владеет необходимыми техниками и приемами, а от его личности, от его внимания к ребенку, от его готовности принять все самые сложные и неожиданные действия и поступки ребенка. Только в таких теплых и заботливых руках этот метод будет действительно полезным.

    Недирективная игровая - метод психологической помощи детям, основанный на концепции гуманистической психологии Карла Роджерса.

    Этот метод настолько технологичен, что использовать его могут не только психологи, но и педагоги, социальные работники и даже сами родители.

    Однако профессиональная работа предполагает, что у специалиста есть глубокое понимание метода, его возможностей и ограничений. Именно поэтому мы подготовили системный курс, который объединил в себе и методологическую основу, и практические навыки: Недирективная игровая терапия. Введение в практику.

    Ведущий из Москвы Александр Покрышкин . детский психолог (РГГУ), игровой терапевт, опыт работы - 9 лет. Работал в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции На Таганке, ОЦПМСС (ЦАО), в Психологическом центре Галины Тимошенко Алгоритмы Счастья, ведет частную практику.

    Организатор. Свиридова Лариса Васильевна

    место проведения. г. Ставрополь Центр Развития, ул. Ленина 458 (4этаж)

    семинар двухдневный.

    запись на семинар обязательна по телефону: 8-988-702--39-94

    обязательна предоплата на счет. 63900260 9004631280 в размере 1000р

    режим работы. 17-18 мая

    21.03.2015 - 5 АПРЕЛЯ 2015. БЕСПЛАТНАЯ ОТКРЫТАЯ ВСТРЕЧА

    25.01.2015 - Новое в разделе Статьи: Как сформулировать личный бренд?

    Когда встает вопрос о самореализации, он неизбежно влечет за собой необходимость ясно понимать что, собственно говоря, будет реализовано. Кто он, желающий выразить себя? В какой форме будет проходить самореализация? Что он может предложить другим? Каковы его ключевые отличия? Выделите время для того, чтобы сформулировать свой личный бренд.

    19.10.2014 - Детские решения и Недетские Взрослые проблемы

    По теории Эрика Берна, в каждом из нас живут Внутренний Ребенок, Внутренний Взрослый и Внутренний Родитель. Ребенок - это наша спонтанность, радость жизни, творчество - и в то же время детский эгоизм, беспечность и разбросанность. Родитель - это наш опекун, хранитель мудрости, опыта и традиций, но он же может стать ментором и постоянным критиком. А Взрослый&hellip Взрослый - это наш Деятель и Созидатель, он принимает решения и воплощает их в жизнь. Если все трое дружат между собой - отлично, это признак гармоничной Личности. А если нет&hellip Тогда плохо всем! Об этом есть сказка Эльфики.

    11.08.2014 - Женщинам посвящается. Победи свой страх

    Самое трудное - сделать шаг навстречу страху. Потом будет легко. Потом будет свобода.

    08.01.2014 - Кое-что о психологическом консультировании

    Обновление на сайте: в разделе Статьи по психологии отрывок из книги известного психолога Кочюнаса Основы психологического консультирования.

    07.01.2014 - Психолог для детей - недирективная игровая терапия

    В прошлом году я прошла обучение на курсе Недирективная игровая терапия для детей. Этот метод работы настолько естественно и. как уже показала моя практика, эффективно работает с психологическими проблемами детей, что я буквально вдохновилась им. Наблюдать, как меняется игра и - меняется ребенок - это сродни прикосновению к чуду. Сейчас есть два места для маленьких клиентов - ваших детей. Запись на странице с подробной информацией.

    Источники:
    www.psy-analyst.ru, nsportal.ru, www.b17.ru, www.psycholog-help.ru

    Следующие статьи:


    28 апреля 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения

    Популярное:

  • Моргание глазами у детей комаровский (134)
  • Фимоз фото у детей фото (102)
  • Зуд заднего прохода у ребенка (54)
  • Увеличение печени и селезенки у детей причины (53)
  • Ребенок высовывает кончик языка комаровский (46)
  • Смегма у ребенка как избавиться (43)

  • Надавно добавленные материалы:

    Ангина у детей 8 лет

    Люголь имеет довольно специфический запах, и он очень неприятен на вкус из-за содержания йода. Сразу после применения горло

    Читать далее

    Тошнота и понос у ребенка 2 года

    С утра у ребенка (2 года) начался понос, несколько раз сходил. Температуры нет. Утром позавтракал с неохотой,

    Читать далее

    У ребенка 1 год заложен нос что делать

    Сильный насморк у годовалого ребенка явление распространенное, но, тем не менее, способное обернуться настоящей проблемой для всей семьи. Заложенный нос у малыша мешает спокойному сну, приводит

    Читать далее

    У ребенка сопли далеко в носу

    Содержание:Насморк в нашем обществе принято считать делом весьма обыденным, так сказать неприятным, но не болезненным состоянием. Как правило, тревожный симптом попросту игнорируется до появления

    Читать далее

    Температура при отитах у детей

    C 12 по 19 марта в форуме "Детское здоровье" на сайте Eva.Ru проходила онлайн-консультация по теме "Отит. Повышенная

    Читать далее

    У ребенка болит живот понос и рвота

    Вообще-то, при болях в животе есть общее правило:не давать ребенку обезболивающие препараты до осмотра врача,т.к. они могут "сгладить" симптомы острой хирургической

    Читать далее