Исследование лексики у детей с онр


Исследование лексики у детей с онр

Особенности овладения лексикой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Глава 1

Развитие лексики в норме и развитие речи у детей с ОНР

1.1. Развитие лексики в онтогенезе

1.2. Развитие речи у детей с ОНР

1.3. Причины ОНР

Глава 2

Общее недоразвитие речи. Овладение лексикой детьми с ОНР

2.1. Характеристика ОНР

2.2. Семантические нарушения у дошкольников с ОНР

2.3. Особенности овладения лексикой детьми

дошкольного возраста с ОНР

Заключение

Список литературы

Введение

Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

У детей с общим недоразвитием речи исследователи отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется недостаточной сформированностью предметной, глагольной лексики, словаря признаков.

Проблемой нашего исследования овладение лексикой дошкольников с ОНР.

Объектом исследования является общее недоразвитие речи, а предметом – особенности овладения лексикой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель данного исследования – изучить особенности овладения лексикой детьми дошкольного возраста с ОНР.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Изучение онтогенеза лексики.

2. Определение причин и проявлений общего недоразвития речи у детей.

3. Изучение особенностей овладения лексикой детьми дошкольного возраста с ОНР.

Глава 1

Развитие лексики в норме и развитие речи у детей с ОНР.

1.1.Развитие лексики в онтогенезе.

Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребёнка об окружающей действительности. Важным фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.

В конце первого и начале второго года жизни ребёнка постепенно всё большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. В этот период развития речи ребёнка появляются первые нерасчленённые слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребёнком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко – «мокко», собака – «бака»). На этом этапе слово не обладает ещё грамматическим значением. Слова-представления на этом этапе выражают либо повеление (дай, на). Либо указание (там), либо называют предмет (киса), или действие (бай).

В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребёнка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай). В этот преиод у ребёнка быстро начинает расти запас слов, который к концу 2 года жизни составляет около 300 слов различных частей речи.

исследование лексики у детей с онр

Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. В возрасте от 1,5 до 2 лет ребёнок переходит от пассивного приобретения слов к активному расширению своего словаря.

«В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Вначале значение слова полисемантично, его значение расплывчато. Одно и то же слово может означать и предмет, и признак, и действие. Параллельно с этим происходит развитие структуры значения слова. Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации.

В качестве основных выделяются следующие компоненты значения слова:

1. денотативный компонент, т.е. отражение в значении слова особенностей денотата (стол – это конкретный предмет)

2. понятийный, или концептуальный, или лексико-семантический, компонент, отражающий формирование понятий, отражение связей слов по семантике

3. коннотативный компонент – отражение эмоционального отношения говорящего к слову

4. контекстуальный компонент значения слова (холодный зимний день, холодный летний день)».

В процессе онтогенеза значение слова не остаётся неизменным, оно развивается. «В тот момент, когда ребёнок впервые усвоил новое слово…развитие слова не закончилось, оно только началось оно вначале является обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий» (Л.С.Выготский).

Исследования показывают, что ребёнок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е. устанавливает связь между конкретным предметом (денотатом) и его обозначением. Понятийный концептуальный компонент значения слова усваивается ребёнком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Постепенно ребёнок овладевает и контекстуальным значением слова.

По мнению А.Р.Лурии первоначально при формировании предметной соотнесённости слова оказывают большое влияние побочные, ситуационные факторы, которые в дальнейшем перестают играть роль в этом процессе.

Развитие связи между языковыми знаками и действительностью является центральным процессом при формировании речевой деятельности в онтогенезе.

На первых стадиях знакомства ребёнка со словом ребёнок ещё не может усвоить слово в его «взрослом» значении. Отмечается при этом феномен неполного овладения значением слова. Так как первоначально ребёнок воспринимает слово как название конкретного предмета, а не как название класса предметов. На раннем этапе развития речи на предметную отнесённость слова оказывают влияние ситуация, жест, мимика, интонация, слово имеет диффузное, расширенное значение. Например, словом мишка ребёнок может назвать и плюшевую перчатку, так как по внешнему виду она напоминает мишку («растяжение» значения слова).

По мере развития словаря «растяжение» значения слова постепенно сужается, так как при общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значения и корректируя употребление старых.

Л.П. Федоренко выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу.

0 степень – собственные имена и названия единичного предмета. В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретным предметом. Названия предметов, таким образом, являются для них такими же именами собственными, как и имена людей.

Тусупбекова Г.А., . Рахметова А.М. Киричук Т.В

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова. Казахстан

Особенности эмоциональной лексики у детей

с общим недоразвитием речи.

Изучение особенностей лексики у дошкольников и проблема подготовки к возможной интеграции и адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы на современном этапе развития дошкольной коррекционной педагогики имеет приоритетное значение [1].

Эмоциональная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, в той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний. Эмоциональная лексика у детей с речевыми нарушениями используется выборочно и фрагментарно. А между тем это особый лексический пласт, который наиболее близок детям. которая помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации между дошкольниками [ 2 ].

В связи с этим, нами проведено исследование по о ценк е уровня эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи. В исследовании принимали участие дети предшкольных групп (в сего исследовано 1 0 детей в возрасте от 6 до 7 лет ). имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии о наличие у них общего недоразвития речи (Ш уровень). Исследование представляло собой два взаимосвязанных этапа: анализ паралингвистических средств общения и выявление особенностей развития эмоциональной лексики. Этап первый: исследование паралингвистических средств общения проводилось по заданию В.М.Минаевой, направленному на изучение особенностей использования детьми мимики при демонстрации заданной эмоции [ 3 ].

Тест №1. Цель: определение успешности использования детьми средств лицевой экспрессии. Дети успешно справились с заданием изобразить радость и грусть. Получив задание от экспериментатора изобразить на лице гнев, демонстрировали удивление. В некоторых случаях испытуемые при демонстрации на лице страха использовали средства экспрессии, характерные для выражения гнева. Наибольшая трудность возникла при изображении удивления. с этим заданием не справились 70 %. Следует отметить, что для детей были характерны проявления гипотомии - бедность эмоции, что традиционно объясняется особенностями моторики данной категории детей. При необходимости выразить на лице гнев, страх, удивление, дошкольники испытывали значительные трудности. Это можно объяснить и трудностями в дифференцировании этих эмоций.

Второй этап. направлен на исследование особенностей системы лексических, отражающих эмоциональные состояния и оценки детей.

Тест №2. Цель: обследование интонационной стороны речи, служащей для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний [ 4 ]. А нализ результатов показал, что н аименьшая трудность возникла при произнесении предложения с интонацией радости ( 20% ). Наибольшие затруднения возникли у детей при произнесении предложения с интонацией удивления ( 80% ), произносили его радостно или нейтрально. С произнесением фразы сердито не справились ( 40 % ), д ети путались с произнесением фразы грустно и испугано. С произнесением фразы испугано не справились 70 %. с фразой грустно - 60 %.

Тест №3. Цель: изучение лексикона в эмоциональной области. П оказатели определения и называния детьми эмоционального состояния по фотографиям, предметным картинкам, пиктограммам. Определение и называние эмоционального состояния радости не вызвало затруднений. грусти – 30 % не справились с заданием, 20 % выполнили не верно гнева – 30 % не справились с заданием. Эмоциональное состояние страха и удивления вызвали наибольшие трудности. самые низкие результаты при определении этих эмоциональных состояний: страх – 40 % испытуемых не справились с заданием, 20 % - выполнили не верно. у дивление – 60 % не справились с заданием, в ыполнили не верно - 40 %. Дети смешивали эмоциональные состояния «гнева» с «грустью» «страха» с «удивлением», «грустью», «гневом» «удивление» с «радостью» и «страхом».

Тест №4. Цель: изучение лексикона в эмоциональной лексике (употребление синонимов). К лексеме испуганный, успешность выполнения составила 10%. При подборе синонимов отмечен ряд особенностей: образование синонимов путем присоединения частицы «не» (радостная- «негрустная», грустная- «невеселая», «недобрая») случай, когда дети давали эмоциональную оценку слову-стимулу (грустная-«плохая», злой- «плохой » с лучаи смысловых замен (грустная-«злая», «испуганная» удивленный- «веселый», «грустный», «злой». К ачественный анализ полученных результатов выявил многообразные ошибки при подборе синонимом к словам с эмоциональным значением у дошкольников.

Тест №5. Цель: изучить особенности формирования эмоциональной лексики состоящей из слов оценок (во время беседы, при составлении рассказа по серии сюжетных картин). При составлении рассказа по серии картин было выявлено, что в средн ий коэффициент лексического богатства детей (подсчет слов в тексте в единицу времени) составляет 24 слов в минуту. Коэффициент лексического разнообразия (соотнесение слов, употребляемых в тексте однократно, с общим количеством употребленных слов) - 0,4 [ 5 ].

Полученные данные показали, что дети при составлении рассказа по серии сюжетных картин часто нуждались в помощи экспериментатора. Им трудно было установить логическую последовательность событий. В своих рассказах дети употребляли – 2 слова, имеющие эмоциональный и оценочный характер. Следует отметить, что при составлении рассказа по серии сюжетных картин использовали эмоциональную лексику, которая состояла из существительных 90 % и прилагательных 10 %. Исследования показал и. что с точки зрения экспрессивности детьми была использована лексика, выражающая положительную оценку называемых понятий (100 %). В устной речи детей при составлении рассказов по серии сюжетных картин отрицательной лексики зафиксировано не было. Полученные данные показывают, что по характеру экспрессивности дети пользуются положительно окрашенной лексикой. С реднее количество в рассказе слов, лексическое значение которых отражало эмоции и оценки, составило 5, из них три лексемы были употреблены однократно. коэффициент лексического разнообразия равен 0,6. Ф разовая речь детей состояла в основном из простых распространенных предложений. При составлении детьми сложного высказывания в их речи наблюдалось: отождествление слов, разных по значению, но сходных по звучанию замена названия предмета, действия другим, ситуативно связанным с ним аграмматизм использование однотипных конструкций наличие большого количества пауз, связанных с процессом слова поиска нужного слова сужение или расширение понимания значения заменяющего глагола подмена субъекта на именование действия, признака предмета, указанием на них.

Таким образом, для детей с общим недоразвитием речи характерно дифференцированное представление о своих эмоциональных состояниях. особенно трудно мимическими средствами передать эмоции гнева, страха, удивления. эмоционально-смыслово го содержани я высказывани й. многочисленные ошибки в установлении синонимических отношений.

Литература:

1. Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / Уч. пособ. М.:Айрис-пресс,2005.

2. Алексеева Н.Н. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. Изд. центр »Академия», 2000.

3. Чернышова Е.А. Проведение занятий по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития//Обучение и воспитание детей с нарушением в развитии, №2, 2002.

4. Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Дефектология, №6, 2002.

5. Алексеева Н.Н. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М. Изд. центр «Академия», 1998.

Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Формирование словаря существительных у детей. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Особенности лексической стороны речи у детей. Система логопедической работы по формированию лексического строя речи у детей.

курсовая работа [120,5 K], добавлен 24.02.2013

Понятие о лексике и ее развитие в онтогенезе. Характеристика лексической стороны дошкольников с общим недоразвитием речи. Выявление словарного запаса у таких детей. Развитие словаря в игровой деятельности. Анализ результатов обучающего эксперимента.

дипломная работа [156,5 K], добавлен 10.01.2011

Особенности развития лексической стороны речи в онтогенезе у детей общим недоразвитием речи третьего уровня. Разработка системы логопедической работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР, роль дидактической игры в развитии речи у детей.

курсовая работа [659,9 K], добавлен 06.02.2015

Исследование особенностей лексико-семантического строя речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Характеристика детей с ОНР и причины его возникновения. Логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ОНР.

дипломная работа [77,9 K], добавлен 21.10.2010

Психологические и лингвистические характеристики связной речи, ее развитие в онтогенезе. Характеристика общего недоразвития речи, его периодизация. Специфика коррекционной работы по формированию навыков связной речи у детей с ее общим недоразвитием.

курсовая работа [4,5 M], добавлен 10.05.2011

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, особенности развития у них диалогической речи. Развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций.

дипломная работа [759,1 K], добавлен 10.09.2010

Развитие звукопроизношения у детей. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи. Принципы и методы коррекционной работы. Исправление недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

дипломная работа [233,3 K], добавлен 03.03.2012

Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Уровни речевого развития дошкольников. Пути совершенствования логопедической работы по формированию и коррекции грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

дипломная работа [95,5 K], добавлен 30.05.2013

Методы, способствующие развитию коммуникативной функции речи у детей с общим ее недоразвитием. Исследование коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Несовершенство структурно-семантической организации контекстной речи.

курсовая работа [77,6 K], добавлен 18.12.2010

Развитие речи дошкольника в онтогенезе. Развитие фонетико-фонематической стороны речи. Психолого-педагогические предпосылки овладения грамотой. Проблемы обучения чтению детей с нарушениями речи. Формирование навыков анализа языковых фактов в речи.

курсовая работа [85,1 K], добавлен 03.05.2012

Особенности лексической стороны речи у детей с ОНР — реферат

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретический анализ проблемы формирования лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 5

1.1 Развитие лексической стороны речи в онтогенезе 5

1.3 Специфика лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 17

Выводы по 1 главе 26

Глава 2 Изучение лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 28

2.1 Методика изучения лексической стороны речи 28

2.2 Анализ полученных результатов 31

Выводы по 2 главе 33

Заключение 34

Список литературы 36

Введение

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. К старшему дошкольному возрасту у детей должны быть сформирован все стороны речи, в том числе и лексическая. При нормальном речевом развитии дети успешно овладевают лексикой как в количественном, так и качественном отношении.

При нарушении речи формирование лексической стороны речи у детей дошкольного возраста идет особым путем. Формирование словарного запаса у детей в специальной психологической и педагогической литературе рассматривается в ряду важнейших задач их речевого развития. Своеобразие развития словарного состава при общем недоразвитии речи показано в исследованиях Г. И. Жаренковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой и др.).

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.

Общее недоразвитие речи – это неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного языка. Дети не овладевают самостоятельной речью, и с возрастом эти расхождения становятся все более заметными. Дети с общим недоразвитием речи имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессивной лексики – парафазии, нечеткие представления о родовых отношениях, трудности дифференциации понятий, различия в объяснении значения существительных, прилагательных и глаголов.

Источники:
www.newreferat.com, www.rusnauka.com, knowledge.allbest.ru, referatbox.com

Следующие статьи:


17 октября 2019 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения

Популярное:

  • Причины недержания мочи у детей 5 лет (707)
  • Лазерное удаление аденоидов у детей в спб (706)
  • Как облегчить кашель у ребенка ночью в домашних условиях (704)
  • Если у годовалого ребенка температура 38 5 (697)
  • Коньюктивит симптомы и лечение у детей (667)
  • Мастит у грудного ребенка в 6 месяцев (665)

  • Надавно добавленные материалы:

    Ангина у детей 8 лет

    Люголь имеет довольно специфический запах, и он очень неприятен на вкус из-за содержания йода. Сразу после применения горло

    Читать далее

    Тошнота и понос у ребенка 2 года

    С утра у ребенка (2 года) начался понос, несколько раз сходил. Температуры нет. Утром позавтракал с неохотой,

    Читать далее

    У ребенка 1 год заложен нос что делать

    Сильный насморк у годовалого ребенка явление распространенное, но, тем не менее, способное обернуться настоящей проблемой для всей семьи. Заложенный нос у малыша мешает спокойному сну, приводит

    Читать далее

    У ребенка сопли далеко в носу

    Содержание:Насморк в нашем обществе принято считать делом весьма обыденным, так сказать неприятным, но не болезненным состоянием. Как правило, тревожный симптом попросту игнорируется до появления

    Читать далее

    Температура при отитах у детей

    C 12 по 19 марта в форуме "Детское здоровье" на сайте Eva.Ru проходила онлайн-консультация по теме "Отит. Повышенная

    Читать далее

    У ребенка болит живот понос и рвота

    Вообще-то, при болях в животе есть общее правило:не давать ребенку обезболивающие препараты до осмотра врача,т.к. они могут "сгладить" симптомы острой хирургической

    Читать далее