Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста
Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста
Введение
По данным Минздрава России у 50% детей школьного возраста отличаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения в школе двигательная активность снижается на 50% и в дальнейшем продолжает неуклонно падать [3].
Все родители мечтают вырастить детей здоровыми и счастливыми, но многие
из них хотят, чтобы это происходило само собой, без лишних усилий с их стороны. Они были бы рады, чтобы эти вопросы решали воспитатели, медики, школьные учителя, социальные работники. Достаточно часто родители, стремящиеся помочь своему ребенку вырасти физически и психически здоровым человеком, не в состоянии правильно и своевременно решать эти задачи из-за недостатка знаний. В тоже время, почти все родители в глубине души хорошо осознают, что лучше них никто не в состоянии сделать их ребенка здоровым во всех отношениях. Основы здоровья, образа жизни, оздоровительные привычки закладываются в семье с раннего детства. Воспитать здорового умного ребенка – это не простая задача, решение ее требует знаний, умений, старательности и терпения. Очень важно как можно раньше начать, умело и систематически проводить закаливание, занятие гимнастикой, массаж. Эти действия, вовремя начатые, предотвратят развитие неправильной осанки у ребенка. Нарушение осанки чаше всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом, этот ребенок, как правило, мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки – это болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологи позвоночника, заболеваний органов дыхания, пищеварения и т.д.
С началом систематического обучения в деятельности детей преобладающим становится статический компонент. В младших классах учащиеся проводят за партой от 4 до 6 часов. Вместе с тем статическая выносливость у школьников невелика, утомление организма развивается относительно быстро, что связано с возрастными особенностями двигательного анализатора. Внешне это проявляется в изменении позы, двигательном беспокойстве. Трудной задачей для школьников является и подвижное состояние. Учащиеся младших классов не могут удержать стойку «смирно» более 5–7 минут. Для подростков также весьма утомительно стояние, которое является основной позой при проведении различных линеек в школе. Этим и объясняется актуальность данной темы.
Выявление причин нарушения осанки является одной из главных задач по врачебному контролю на уроках физической культуры.
Проблема исследования заключается в том, что детей младшего школьного возраста с нарушением осанки в настоящее время увеличивается, а не уменьшается.
Объект исследования: профилактика нарушений осанки.
Предмет исследования: влияние систематических занятий физическими упражнениями на развитие осанки школьников.
Цель: выявить влияние систематических физических упражнений в профилактике нарушений осанки школьников.
Задачи: 1) изучить литературу и другие источники информации по данной теме
2) определить методы экспериментальной работы
3) определить роль систематических физических упражнений в формировании осанки школьников
4) сравнить полученные результаты со среднестатистическими нормами.
Гипотеза: если будет правильно подобрана методика проведения занятий, включающих комплекс специальных физических упражнений, то это докажет их положительную роль в профилактике нарушений осанки младших школьников.
Методы:
ü Анализ научно-методической литературы
ü Методы соматоскопии, антропометрии
ü Анализ документов учета медицинских карт
ü Анализ полученных результатов и их математическая обработка.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В ведении раскрыты цель и задачи исследования, определены объект и предмет исследования. В первой главе раскрыты понятия осанки, её виды и анатомо-физиологические особенности. Во второй главе показаны результаты собственного исследования и даны рекомендации по профилактике нарушений осанки. В заключении сделан основной вывод по работе.
1 . Физиологические особенности осанки и её роль в развитии здорового школьника
1.1. Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности
Осанка – привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе. Она начинает формироваться с раннего детства и зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса [3].
Осанка – это умение без особого напряжения сохранять правильную позу в различных положениях: сидя, при ходьбе, во время игр. При правильной осанке голова и туловище во время ходьбы находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и оба находятся на одном уровне, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника выражены нормально, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Правильная осанка ценна потому, что при ней для всех внутренних органов создаются наиболее благополучные условия функционирования, а движения человека наиболее естественны, экономичны и результативны [25].
Неправильная осанка плохо сказывается на работе внутренних органов: затрудняется работа сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, падает аппетит, ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр [7].
Наиболее известным нарушением осанки является сутулость. При ней шейней изгиб позвоночника увеличен, а поясничный сглажен, плечи опущены и несколько сведены вперед, лопатки разведены, грудь впалая, голова опущена, ноги нередко согнуты в коленях, руки висят вдоль туловища. Бывают отдельные нарушения в различных частях тела: так называемые «крыловидные» (т.е. слишком отстающие от туловища) лопатки, уплощение грудной клетки, асимметрия плеч (одно выше другого) или же чрезмерная их сведенность вперед и т.д. Наблюдается три степени нарушения осанки.
Первая степень – изменен лишь тонус мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Нарушение легко исправляется при систематических занятиях корректирующей гимнастикой.
Вторая степень – изменения в связочном аппарате позвоночника. Изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях корректирующей гимнастикой под руководством медицинских работников.
Третья степень – характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника. Изменения не исправляются корректирующей гимнастикой, а требуют специального ортопедического лечения. Чтобы не допустить дефектов в осанке, необходимо с раннего возраста осуществлять профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию опорно-дивгательного аппарата ребенка [25].
Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста
Дать короткую формулировку осанке трудно. Самое распространенное и простое определение звучит так: “Привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения” [1]. В более широком понимании осанка – это и положение тела в различных статических позах, и особенности работы мышц при ходьбе и при выполнении различных движений. Но определить, какая у человека осанка, во время танца, работы и просто ходьбы слишком сложно, поэтому при оценке осанки и диагностике ее нарушений используют характеристики позы стоя.
Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, это такое положение туловища, когда голова поставлена прямо, плечи отведены назад и симметрично расположены, грудная клетка развернута, в поясничной части позвоночника небольшой изгиб вперед, живот подобран.
Главную роль в сохранении вертикальной позы играют мышцы спины, выпрямляющие позвоночник, и подвздошно-поясничные мышцы. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо.
Для стабильности позвоночника очень важны и своеобразные гидравлические опоры – давление в грудной и брюшной полостях. Мышцы брюшного пресса имеют не меньшее значение для удержания осанки и защиты позвонков от смещений и травм, чем мышцы спины. Мышечная тяга формирует изгибы позвоночника, стимулирует его нормальное развитие. Хорошо развитый мышечный корсет способен защитить позвоночник от травмирующих нагрузок.
Позвоночник должен быть подвижен, устойчив и достаточно крепок, чтобы выдержать статические и динамические нагрузки. А нагрузкам позвоночник подвергается постоянно, потому что участвует буквально в каждом движении. И при ходьбе и при любом движении головы или конечностей на центральную ось тела действуют динамические нагрузки. Кроме того, позвоночник испытывает практически постоянно статические нагрузки. Поддерживать определенное положение тела приходится не только стоя, но и сидя или при работе в наклон. Если положение тела правильное, то каких-либо негативных изменений в состоянии здоровья человека не происходит.
Формирование осанки начинается с самого раннего возраста. Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка, так как дети редко жалуются на что-либо. Вернее, жаловаться они могут и на головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мало кто знает, что все эти нарушения вызваны нарушением осанки у детей.
Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом. Этот ребенок, как привило, мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки – это не болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологии позвоночника, заболеваний органов дыхания, пищеварения, развитию астено-невротических состояний [2].
Положение усугубляется отсутствием у большинства детей интереса к физической культуре. Нередко такие дети пассивны на уроках, они не в состоянии выполнять элементарные упражнения, избегают физических нагрузок, не проявляют настойчивости в достижении результатов, необходимых для оптимального функционирования всех систем организма.
В связи с этим, по-прежнему важной остается задача активизации физической активности таких детей, что вызывает необходимость совершенствования процесса физического воспитания детей, разработки и внедрения новых подходов и технологии работы с ними.
Для профилактики нарушений осанки применяются в первую очередь упражнения на формирование правильной осанки, а также симметричные и ассиметричные упражнения с разгрузкой позвоночника. При разработке комплексов физических упражнений, как правило, учитывают виды нарушения осанки.
Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее эффективными для развития мышц корсета и устранения дефектов осанки являются такие, при которых нагрузка на позвоночник по оси и влияние угла наклона таза на тонус мышц минимальны. К таким относятся положения лежа на спине, на животе, стоя на коленях, на четвереньках.
Ниже приведены основные упражнения для укрепления осанки:
1. Упражнения у стены.
Ребенок встает спиной к стене и прижимается к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками (за поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь). Пусть ребенок, не меняя этого положения:
– сделает несколько шагов вперед, в сторону, опять вернется к стене и примет исходное положение (далее и.п.)
– присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторит приседание, сделав шаг вперед, и вернется в исходное положение
– стоя у стены, поднимает руки вперед, вверх, в стороны
– поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.
После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается.
2. Упражнения лежа.
И. п. ребенка – лежа на животе, руки в стороны.
– на счет раз – ребенок должен прогнуться, поднимая руки, ноги, туловище и голову вверх
– на счет 2 и 3 – он должен держать принятое положение
– на счет 4 – он должен принять и. п.
И.п. ребенка – лежа на животе, руки вверх.
– на счет 1 – ребенок прогибается, поднимая голову, руки, туловище и ноги вверх
– на счет 2-3 – выполняет одновременные скрестные движения руками и ногами
– на счет 4 – принимает и.п.
3. Упражнения с предметами.
Приучить ребенка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.
Для их выполнения потребуются деревянный кружок, а лучше всего небольшой мешочек весом 200 – 300 граммов, наполненный солью или песком.
Стоя у стены, ребенок держит мешочек на голове:
– он должен пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол, лабиринт из двух-трех стульев
– отойдя от стены, но, сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть “по-турецки”, встать на колени и вернуться в исходное положение
– встать на скамеечку и сойти с нее 15 – 20 раз
4. Упражнения на равновесие.
Они помогают выработать умение удерживать позвоночный столб в прямом положении при любых движениях.
– ребенок встает поперек гимнастической палки, ноги вместе, руки в стороны.
– переносит тяжесть тела вперед на носки, затем назад на пятки
– положить гимнастическую палку на две гантели, расположенные на расстоянии 60 сантиметров друг от друга. Постоять на палке с мешочком на голове
– то же на доске шириной 15 – 30 сантиметров, положенной на гантели.
5. Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.
Они особенно рекомендуются тем детям, у которых есть признаки сутулости.
И.п. – стать прямо, ноги врозь:
– положить ладони на лопатки (локти вверху) развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг другу
– сцепить кисти за спиной – правая рука сверху над лопатками, левая внизу под лопатками поменять положение рук. Можно выполнять это упражнение, перекладывая из руки в руку мелкие предметы.
Держа за концы гимнастическую палку на уровне лопаток:
– наклониться вправо и влево
– повернуться в одну, затем в другую сторону
– перенести палку над головой вперед, затем назад. Руки в локтях не сгибать.
Необходимо отметить, что не следует стремиться выполнять все упражнения сразу. Перетренировка может принести вред. Достаточно включать в комплекс утренней гимнастики или физкультминутку по одному упражнению из каждой группы.
Число повторений упражнений для школьников 7 – 9 лет поначалу не должно превышать 6 – 8 раз, 10 – 14 лет – 8 – 10 раз [2].
Наиболее эффективны физические упражнения для коррекции осанки в детском возрасте, когда скелет еще не сформирован. Из видов спорта, которые благоприятно влияют на формирование осанки, можно отметить спортивную гимнастику, художественную гимнастику, акробатику, фигурное катание. А вот езда на велосипеде, бег на коньках в низкой стойке могут отрицательно влиять на осанку.
Профилактика нарушений осанки должна быть комплексной и включать помимо занятий физическими упражнениями: а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине б) организацию и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.) в) отказ от таких вредных привычек, таких как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.) г) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.
Литература:Вилесов А. Медников Н. Соколова Е. О формировании осанки у детей.// www.mama.ru
Куркова Л.Б. Профилактика осанки у детей.// Журнал “Адаптивная физическая культура” № 2, 2002 г.
Профилактика нарушения осанки у детей-дошкольников
Формирование скелета у ребенка младшего школьного возраста еще не завершено. Мышечный каркас не достаточно крепок, чтобы держать позвоночник в правильном, естественном положении. Поэтому для ребенка так важна физическая культура. А вот длительное сидение за партой в одном положении, напротив, приводит к нарушению осанки у детей.
Опасности нарушения осанки у детей
Не все родители до конца понимают, насколько важно следить за здоровьем детского позвоночника. А между тем, от его искривления страдает не только внешность человека. Искривление позвоночного столпа оказывает влияние и на деформацию внутренних органов, на поступление крови к мозгу. От искривления позвоночника в первую очередь страдает система дыхания и пищеварения. Нарушается работа сердца и почек. На первых порах нарушение осанки у детей сказывается на их обучаемости и трудоспособности. Если вовремя не уделить внимание профилактике и лечению, заболевание позвоночника может привести к хроническим осложнениям в организме малыша.
Нарушение осанки у детей. Критерии правильной осанки
Правильной, природной осанкой является такое положение позвоночника, при котором нагрузка равномерно и симметрично левой и правой части тела распределена по позвоночнику. Ребенок без нарушения осанки держит голову прямо, его плечи расположены на одной линии, суставы коленей и таза разогнуты, живот втянут.
Важно учитывать, что формирование осанки продолжается до 20 лет . Но привычка правильно держать спину, следить за правильными изгибами позвоночника должна выработаться у ребенка к началу первого класса. Иначе непривычные нагрузки на позвоночник могут спровоцировать серьезные нарушения.
Профилактика нарушения осанки у детей
К профилактическим мерам, которые родители обязаны обеспечить своим детям, относятся:
Регулярные разминки, смена положения и рода занятий помогут вашему малышу сохранить физическое здоровье.
Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ОСАНКИ ШКОЛЬНИКОВ. 8
1.1. Современный уровень физического состояния школьников. 8
1.2. Состояние осанки современных школьников. 17
1.3. Формирование и укрепление осанки. 28
Заключение. 34
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 3 8
2.1. Задачи исследования. 38
2.2. Методы исследования. 38
2.3. Организация исследования. 41
ГЛАВА III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА И ДИНАМИКИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ ШКОЛЬНИКОВ ЗА ВЕСЬ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ. 4 5
3.1. Состояние средних величин физиологических изгибов позвоночника, угла. наклона таза и статики тела современных школьников. Л .'. ¦.¦'.-ч\. ''. 4 5
3.2. Анализ динамики нарушений осанки школьников за период всего обучения в школе. 52
3.3. Анализ характера нарушений осанки школьников. 57
Заключение. б б
ГЛАВА IV. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ПРФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 69
4.1. Теоретическое обоснование учебного материала по профилактике нарушений осанки младших школьников. 69
4.2. Программа и методика профилактики нарушений осанки младших школьников. 8 3
4.3. Обоснование системы домашних заданий по профилактике нарушений осанки. 88
4.4. Экспериментальное обоснование программы профилактики
нарушений осанки младших школьников и системы домашних
Источники:
Следующие статьи:
31 октября 2024 года
Комментариев пока нет!