Психологическая помощь детям раннего и дошкольного возраста


Психологическая помощь детям раннего и дошкольного возраста

Аршатская О. О психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей

Стр. 1

Синдром детского аутизма окончательно складывается к 2,5-3 годам, но тенденции аутистического развития могут быть выявлены достаточно рано, практически с рождения ребенка: о них свидетельствует особая реакция на сенсорные стимулы, которая проявляется в повышенной чувствительности, непереносимости бытовых шумов, неприятии ярких игрушек (при этом дискомфорт не только легко возникает, но и надолго фиксируется в памяти ребенка) в особой захваченности детей, их зачарованность отдельными впечатлениями - тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулярными. Дети стремятся воспроизводить их вновь и вновь, и вмешаться в их действия трудно.

Достаточно рано выявляется нарушение эмоционального контакта: ребенок избегает - или не ищет - взгляда в глаза, не просится на руки, его улыбка редко адресуется близкому человеку и чаще возникает в связи с какими-нибудь приятными впечатлениями. Понять выражение лица ребенка непросто. Затруднено формирование адекватной мимики, возможна и неадекватная реакция на эмоциональные проявления близких, грубо нарушается формирование привязанности. Затруднены сосредоточение на объекте, представляющем общий интерес, и переход к совместным предметным действиям.

К полугоду становится ясно: взрослому крайне трудно привлечь внимание ребенка с помощью игрушки, вовлечь в совместные действия с предметами, а у самого ребенка так и не появляется указательный жест. Нарушается развитие взаимной координации внимания. Уже на первом году жизни задерживается и искажается речевое развитие: гуление и лепет развиваются вне связи с коммуникацией, малыш не подражает взрослому, не повторяет за ним слоги, слова не появляются обращения.

Особенно тяжело может протекать кризис первого года, связанный с началом самостоятельной ходьбы. Недоразвитие средств коммуникации и координации внимания мешает взрослому организовать ребенка и не позволяет справиться с тенденциями полевого поведения.

В этот период часто теряются даже те немногочисленные навыки коммуникации, которые сложились: ребенок перестает откликаться на имя, выполнять простейшие просьбы, теряет чувство края. (Может даже закрасться подозрение, что ребенок глух и слеп.)

Развитие речи ребенка в раннем возрасте

Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Овладение речью — сложный, многосторонний психический процесс.

Для появления и правильного развития речи ребенку необходима речевая среда. Имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом:

— четко произносили все звуки и слова

— говорили с ним, не торопясь

— следили за своим произношением.

Торопливая, нечеткая речь взрослых негативно сказывается на развитии речи ребенка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.

Речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов:

  1. На первом году жизни происходит подготовка дыхательной системы к речевым навыкам, образуются голосовые недифференцированные шумы, ребенок «гулит», лепечет, подражая взрослым. Это происходит с 3 до 6 месяцев.
  2. В возрасте 6 месяцев образуются речевые звуки и происходит синтез слогов. На втором году жизни – речь начинает обогащаться словами, ребенок начинает произносить простейшие слова.
  3. На третьем году жизни словарного фонда ребенка составляет до 500 слов и больше дети учатся говорить предложениями.
  4. На четвертом году жизни происходит обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше речевые цепи удлиняются и усложняются, число слов в предложениях достигает 9-10. Дети впервые начинают использовать придаточные предложения.
  5. На пятом году жизни происходит дальнейшее обогащение словарного фонда, вырабатывается регуляция громкости произношения слов. Построение фраз становится более правильным и совершенным.
психологическая помощь детям раннего и дошкольного возраста

Развитие речи у различных детей происходит неодинаково. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи, у других малышей развитие речи отстает. Поэтому таким детишкам нужно помочь: побольше им рассказывать, побуждать их к пользованию новыми словами, учить строить фразы. Но и это надо делать осторожно, не перенапрягая его нервную систему непосильными требованиями.

Чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна возникнуть потребность в общении со взрослым и в каком-нибудь предмете. Только общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, вызывают необходимость назвать этот предмет, произнести первое слово.

Таким образом, основным двигателем развития речи является общение ребенка со взрослым.

Не все дети овладевают речью одинаково успешно. Часто наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения нужно отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, т.к. они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Тренировка мелкой моторики рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно положительно влияет на развитие речи. Чем меньше ребенок, тем больше его желание двигаться, хватать все руками, исследовать. Природа заложила в ребенка потребность в движениях, в психомоторной активности. Движения развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать, воспринимать, анализировать .

Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном детстве, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению. Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а иногда даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны обратить на это специальное внимание. В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы.

Что же могут сделать родители для успешного развития речи ?

  1. Побольше разговаривайте со своим малышом. При этом следите, чтобы Ваша речь была грамматически правильной. Произносите все слова так, как нужно, потому что употребление детского языка навредит формированию нормального языка ребенка.
  2. Внимательно слушайте малыша. Давайте ответы на все его вопросы. Это - залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить, а также стремления познавать мир.
  3. Снисходительно относитесь к ошибкам малыша, когда он говорит. Ошибки - это необходимый этап развития речи, а ваши критические замечания могут повлиять так, что малыш, боясь ошибиться, медленнее будет развиваться.
  4. Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать: учите его слушать окружающие звуки и различать их: Вот слышишь, едет машина, а это шумит пылесос, а что это? Да, правильно, это часики. Пусть малыш учится самостоятельно различать звуки, отгадывать, что как звучит, а что не звучит.
  5. Часто дети умеют прекрасно получать все желаемое совсем без помощи слов. Им бывает достаточно указать пальчиком на желаемый предмет и вымолвить магические слова: Дай, как их желание сразу осуществляется. Но такое положение вещей не удовлетворяет потребности малыша в развитии речи как средства общения с другими людьми. Понимать его будете лишь вы и близкие люди. Поэтому приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения, фразы.
  6. Учите с ребенком стихи, сказки, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые для себя слова, тренирует память и внимание.
  7. Учите малыша строить связные рассказы о том, что его окружает, описывать рисунки в книжечках. Это сформирует такое умение как контекстный язык, то есть способность представить себе события, которые должны состояться, суметь найти форму для рассказа о них и высказывания. Для этого, рассматривая книжечку, задавайте малышу вопросы: кто это (собачка), какая собачка (белая, пушистая, смешная), что она делает (грызет косточку) и т.п. А потом, подытоживая, составьте коротенький рассказ по рисунку: это маленькая пушистая собачка, у нее есть косточка и она грызет ее. Через некоторое время ваш ребенок способен будет уже сам придумать аналогичную историю, описывая рисунок, собственные игрушки, события, которые происходили с ним на протяжении дня.
  8. Постоянно вводите новые слова, которые изображают предметы окружающего мира, явления и события. Обязательно объясняйте значение новых слов, которые встречаются в речи, в рассказах или стихотворениях, которые вы читаете.
  9. Осваивая язык, ребенок начинает использовать его не только для общения с другими людьми, но и для того, чтобы планировать собственную деятельность. У него постепенно формируется так называемый язык для себя. Однажды вы заметите, что ребенок сопровождает собственные игры непонятным бормотанием, словами, которые не обращены ни к кому лично. Со временем он не просто будет комментировать, что делает, но и будет планировать словесно свои будущие действия. Вы поможете малышу, если научите его рассказывать о том, что он планирует делать сначала вам. Спрашивайте каждый раз: Что ты хочешь делать? Куда положишь эту игрушку? Кто будет кататься на машине сначала: кукла или мишка? Такие рассказы помогут ребенку быстрее научиться планировать собственные действия, будут содействовать развитию мышления и внутреннего языка.

Психологическая помощь ребенку

Почему психологическая помощь малышу, особенно раннего возраста (от 1 года до 3 лет), чаще всего сводится к психологической работе с его родителями, с его семьёй?

Часто родители маленьких детей (ранний и дошкольный возраст) сталкиваются со всем знакомыми проблемами: ребёнок не слушается ребёнок протестует и закатывает истерики или постоянно цепляется за родителей, чрезмерно тревожась и пугаясь, избегая общения со сверстниками или часто болеет, не уверен в себе и безынициативен и т.д.

Почему в этих случаях помощь малышу, особенно раннего возраста (от 1 года до 3 лет), часто сводится к психологической работе с его родителями, с его семьёй?

Во-первых, родителям, особенно тем, чьи дети испытывают физические и психические ограничения, необходима помощь и обучение в том, чтобы их забота не переходила в страх за жизнь ребёнка, соответственно - в гиперконтроль, а, напротив, сосуществовала с поощрением его самостоятельности. Именно в раннем возрасте соблюдать баланс данных родительских функций особенно сложно и невероятно важно.

Малыш ещё совсем недавно был абсолютно зависимым и беззащитным существом, требовавшим максимальной близости. Теперь же он нуждается в увеличении психологической дистанции со взрослыми, он исследует свои возможности, общаясь с миром за пределами семьи, но при её поддержке! Трудности в предоставлении большей свободы ребёнку или в соблюдении оптимального баланса близость-дистанция могут быть связаны с некоторыми воспитательными установками родителей, уходить корнями в их собственное детство или же быть последствием определённой семейной ситуации (например, социально-изолированная семья, состоящая из мамы и ребёнка, и в жизни женщины это единственные близкие отношения) и др. Конечно, речь идёт о свободе, необходимой для полноценного развития ребёнка, адекватной его возрасту. О свободе, лишение которой оборачивается проблемами в детско-родительских отношениях, снижением любознательности, уходом в себя или негативистичным поведением и т.д.

Если же касаться другой крайности - родитель не руководит ребёнком, предоставляя ему "полную" свободу, боясь его травмировать, обидеть, - ребёнок также часто сообщает о неудовлетворённой потребности в опоре, в границах через истерики, повышенную тревожность или инфантильное, провокационное поведение.

Таким образом, именно в этом возрасте актуальна помощь взрослым в выстраивании указанного здорового баланса, что возможно при индивидуальной проработке конкретных психологических сложностей и барьеров на этом пути как в рамках консультирования, так и при долгосрочной терапии. В противном случае проблемная стратегия взаимодействия закрепляется, а, значит, становится привычной и роль ребёнка в отношениях. Вероятнее всего, эту роль он будет воспроизводить и далее, уже в отношениях с другими людьми.

Во-вторых, часто психологическая помощь ребёнку - это, прежде всего, помощь его родителям.

"Несчастный" человек, страдающий от неудовлетворённости жизнью, чувствующий себя заложником, жертвой обстоятельств, обладает низким уровнем психической энергии, раздражителен и склонен к депрессиям, а также к различным чувствам и эмоциям негативного спектра. Он просто не способен на конструктивный и полезный контакт с ребёнком . даже только потому, что он слишком сконцентрирован на себе и своих проблемах и переживаниях.

И в этом случае совершенно бессмысленно работать с диадой родитель-ребёнок на оптимизацию характера их отношений, информируя взрослого о потребностях малыша и обращая его внимание на неверные стратегии взаимодействия. Это может спровоцировать только усиление депрессии, самобичевание. Самый верный способ помощи здесь - это психотерапевтическая работа со взрослыми. Опыт показывает, что улучшение психологического состояния родителей, реконструкция их жизни в желанном для них направлении повышает их ресурсы и в общении с ребёнком.

психологическая помощь детям раннего и дошкольного возраста

И, наконец, проблемное поведение ребёнка часто является симптомом определённого функционирования семьи . Суть в том, что родители, семья, неосознанно поддерживают/используют симптомы малыша, по поводу которых сами же обращаются. Речь идёт о так называемой системной выгоде, которую необходимо прояснять в каждом конкретном случае. Так, это может быть сплочение семьи вокруг проблемы ребёнка (для этого дети часто "используют" болезнь, неуспешность, плохое поведение). Если жена боится ухода мужа, который всячески этим грозит, она неосознанно будет поддерживать "проблемность" ребёнка, который в свою очередь, заботясь о маме, продолжает демонстрировать трудности поведения, симптомы. Он жертвует своей детской жизнью, спасая семью от распада. Хотя и не решая, а скорее консервируя изначальную проблему происходящего: сложности в супружеских отношениях. И в этом случае все идут на жертву.

Таким образом, на первый взгляд схожие поведенческие трудности и психологические проблемы детей предполагают различные стратегии помощи в рамках семейной психотерапии. Это обязывает рассматривать предельно детально каждый случай для выбора верной, то есть эффективной стратегии помощи.

Психологическое развитие детей дошкольного возраста 4-6 лет

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Проблема развития познавательных процессов у детей. Характеристика познавательной сферы. Методы диагностики памяти, речи и мышления. Развитие игровой деятельности и нравственно-волевой сферы. Анализ методик по развитию психических процессов дошкольников.

курсовая работа [1,6 M], добавлен 11.09.2014

Теоретические основы развития познавательных процессов дошкольников: речи, мышления, памяти. Восприятие - необходимая предпосылка и условие жизни и деятельности дошкольников. Роль воображения в обучении и воспитании детей. Особенности развития ощущений.

курсовая работа [63,6 K], добавлен 15.02.2015

Характеристика развития мышления, восприятия и речи у дошкольников. Особенности развития воображения, памяти и внимания у детей дошкольного возраста. Игровая, изобразительная и трудовая деятельность детей дошкольного возраста. Готовность ребенка к школе.

курсовая работа [40,7 K], добавлен 23.08.2011

Теоретические аспекты психического развития в дошкольном возрасте. Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника. Симптоматика кризиса семи лет и его психологическая природа. Проблемы диагностики готовности детей к школьному обучению.

курсовая работа [43,6 K], добавлен 30.07.2012

Развитие речи у дошкольников, его связь с предметной деятельностью ребенка. Этапы развития речи детей раннего возраста. Усвоение языка и индивидуальное развитие с точки зрения психологических механизмов. Возрастание понимания речи по объему и качеству.

презентация [162,8 K], добавлен 23.02.2012

Познавательное развитие дошкольника. Ощущение, восприятие, память. Анализ развития мышления у дошкольников. Роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности.

реферат [31,4 K], добавлен 06.08.2010

Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. Эмоции и воспитательный процесс. Развитие эмоций в деятельности. Значение эмоций. Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка.

курсовая работа [42,3 K], добавлен 03.04.2007

Сюжетно-ролевая игра как источник воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика и оценка развития дошкольников по методикам Богуславской, Смирновой и Вицлак. Воздействие игровой деятельности на становление личности ребенка дошкольного возраста.

курсовая работа [46,7 K], добавлен 07.10.2012

Общие закономерности и особенности психического развития детей в дошкольном возрасте. Психологическая характеристика детей-дошкольников, умственное и личностное развитие. Практическое исследование особенностей готовности дошкольников к обучению в школе.

курсовая работа [840,6 K], добавлен 29.01.2014

Психика ребенка в старшем дошкольном возрасте. Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка. Методики, позволяющие диагностировать психическое развитие ребёнка 5-7 лет. Рекомендации для педагогов и родителей по психологическому сопровождению.

психологическая помощь детям раннего и дошкольного возраста

контрольная работа [60,8 K], добавлен 07.04.2015

Источники:
pedlib.ru, vitaars.narod.ru, www.ourbaby.ru, revolution.allbest.ru

Следующие статьи:


21 августа 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения

Популярное:

  • Частые орз у ребенка комаровский (252)
  • Профилактика орз у детей в детском саду картинки (208)
  • Хламидия пневмония у детей симптомы лечение (187)
  • Леп у ребенка комаровский (185)
  • Орви у ребенка 2 месяца как лечить (185)
  • Лекарство от бронхита для детей от года (184)

  • Надавно добавленные материалы:

    Ангина у детей 8 лет

    Люголь имеет довольно специфический запах, и он очень неприятен на вкус из-за содержания йода. Сразу после применения горло

    Читать далее

    Тошнота и понос у ребенка 2 года

    С утра у ребенка (2 года) начался понос, несколько раз сходил. Температуры нет. Утром позавтракал с неохотой,

    Читать далее

    У ребенка 1 год заложен нос что делать

    Сильный насморк у годовалого ребенка явление распространенное, но, тем не менее, способное обернуться настоящей проблемой для всей семьи. Заложенный нос у малыша мешает спокойному сну, приводит

    Читать далее

    У ребенка сопли далеко в носу

    Содержание:Насморк в нашем обществе принято считать делом весьма обыденным, так сказать неприятным, но не болезненным состоянием. Как правило, тревожный симптом попросту игнорируется до появления

    Читать далее

    Температура при отитах у детей

    C 12 по 19 марта в форуме "Детское здоровье" на сайте Eva.Ru проходила онлайн-консультация по теме "Отит. Повышенная

    Читать далее

    У ребенка болит живот понос и рвота

    Вообще-то, при болях в животе есть общее правило:не давать ребенку обезболивающие препараты до осмотра врача,т.к. они могут "сгладить" симптомы острой хирургической

    Читать далее