Индивидуальные занятия психолога с детьми зпр
Datalife Engine Demo
автор: Шевцова О.А. | 24-02-2012, 13:58 | Просмотров: 15
Пояснительная записка
В настоящее время актуальным является раннее включение детей с нарушениями интеллекта в систему коррекционно-развивающего воспитания и обучения. Большинство дошкольников при поступлении в коррекционную группу детского сада имеют ряд дефицитов в познавательной деятельности.
Одним из направлений повышающих эффективность коррекционно-развивающего обучения является индивидуальная коррекционная работа с детьми.
Для того чтобы индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста способствовала преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ребенком в ходе обучения на фронтальных занятиях, она строиться на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития ребенка. Такое изучение осуществляется как с позиции рассмотрения клинического диагноза, раскрывающего этиологию ребенка, так и на основании тщательного психолого-педагогического обследования.
При обследовании используются широко известные специалистам методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой, которые направлены на выявление уровня овладения им важнейшими видами деятельности (предметной, игровой) развития восприятия умения осуществлять простейшие мыслительные операции (по подражанию, наглядно, без опоры на наглядность) выявление возможных нарушений звукопроизношения.
Опираясь на известное положение Л.С. Выготского о двух зонах развития, при обследовании выявляются не только актуальные возможности ребёнка, но и перспектива дальнейшего развития. В ходе медико-психолого-педагогического консилиума определяется актуальный уровень развития ребенка, выделяются основные нарушения и, в зависимости от них, выстраиваются направления коррекционной работы.
Для детей с более выраженной степенью нарушения в развитии составляется индивидуальная программа обучения. главная цель которой – разработка содержания коррекционной работы, направленная на формирование и развитие познавательных процессов, сенсорно-перцептивной деятельности с учётом актуального уровня развития.
Данные психолого-педагогического обследования позволяют планировать и отбирать содержание для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с максимальным учетом возможностей и особенностей ребенка в рамках реализации основных программных требований.
Работа по индивидуальной программе осуществляется поэтапно:
Первый этап - формирование непосредственного эмоционального общения с детьми, предметно-игровой деятельности, сенсорного воспитания, развития моторики и основных движений. (П ланомерно дети обучаются сначала действовать методом совмещенных действий, затем отраженно вслед за взрослым и, наконец, ориентируясь на тот образец действий, который был продемонстрирован взрослым )
Второй этап - формирование у ребенка начального игрового опыта.
( Дети обучаются способам обращения с сюжетными игрушками, простым игровым действиям. Постепенно ребенок начинает воспроизводить и узнавать в своих действиях действия взрослых людей, отождествлять свои игрушки с предметами деятельности взрослых. Это является предпосылкой для возникновения сюжетной игры )
Третий этап - знакомство с формой, величиной, цветом, пространственными отношениями. ( Дети учатся выделять эти качества в предметах и игрушках, ориентироваться на них при решении практических задач. Каждый ребенок овладевает умениями, в основе которых лежит выработка зрительно-двигательной координации )
Указанные этапы индивидуальной работы тесно взаимосвязаны. Постепенный переход с одного этапа на другой позволяет формировать у ребенка возможности и предпосылки для дальнейшего обучения.
Структура индивидуальных коррекционных занятий условно делится на три блока.
Блок 1. Развитие психических функций.
Основной задачей данного блока является развитие: внимания, памяти, восприятия, мышления. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяется большое внимание развитию у детей кожно-кинестетического, акустического, зрительно-предметного восприятия, используются такие упражнения как: «Узнай на ощупь», «Тихо-громко». Совершенствуется произвольная память детей, через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала: «Запомни-повтори», «Найди место в ряду». Для развития у детей способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способность к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания используются игры и упражнения: «Чей домик?», «Найди отличия». А также на индивидуальных коррекционных занятиях формируются у детей первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности развиваются не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление. Для этого используются дидактические игры: «Парные картинки», «Лишняя игрушка».
Блок 2. Развитие пространственно-временных ориентировок и представлений.
Первой задачей индивидуальных коррекционных занятий этого блока является формирование и развитие у детей ориентировки в собственном теле, пространственных отношений предметов. Затем обучение их пониманию и словесному обозначению пространственных отношений, через упражнения на употребление пространственных предлогов и наречий, понимание логико-грамматических конструкций, отражающих временные отношения. Понимание временных последовательностей и ориентировка в интервалах времени – третья задача данного блока.
Блок 3. Развитие мелкой моторики
В индивидуальной коррекционной работе в рамках данного блока используются игры и упражнения, направленные на развитие статической и динамической координации движений пальцев рук ребёнка такие как: «Колечко», «Пальчики здороваются».
Особое значение для положительного результата индивидуальной коррекционной работы с ребенком имеет помощь и поддержка со стороны родителей. С этой целью привлекаются родители к совместной работе по коррекции и развитию психических процессов у детей и используются такие формы работы как: индивидуальное консультирование родителей, показ методов и приемов в работе с ребенком родительские собрания открытые занятия.
В своей деятельности стремлюсь избежать шаблонных подходов, стереотипных действий, использую идеи и научные рекомендации других педагогов в своей практике. Многолетний опыт работы позволяет сделать вывод, что такая форма работы, как индивидуальные коррекционные занятия является наиболее эффективной, так как даёт:
Именно на индивидуальных занятиях ребенок начинает демонстрировать свои первые успехи, и в доступной, занимательной форме выполняет достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует полученные знания, умения и навыки.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К. С. Лебединской. - М. 1982.
Ещё конспекты занятий в детском саду:
Инновационная деятельность педагогов ДОУ
Игровая деятельность как средство воспитания у детей культуры поведения
Педагогический мониторинг как метод повышения уровня квалификации педагогов в системе дошкольного образования
Психологическая основа экологического воспитания дошкольников
Проект "Лесная аптека на службе человека"
Использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста
| индивидуальная | индивидуальный предприниматель | коррекционная | коррекционная школа | работа | вакансии работа | детьми | дитя | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | детский | детский сад | Страничка психолога | Индивидуальная коррекционная работа с детьми дошкольного возраста Детский сад
Конспект индивидуального занятия с детьми, с задержкой психического развития.
Пояснительная записка
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.
Предложенные в программе упражнения рассчитаны на один год работы с младшими школьниками. По аналогии с этими упражнениями учителя, воспитатели и психологи могут составлять задания, используя иной дидактический материал, меняя способы предъявления заданий. Однако последовательность выполнения упражнений и логика их построения должны при этом оставаться неизменными.
Данные упражнения способствуют развитию познавательных психических процессов ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным. Правильно построенная система коррекционных мероприятий позволяет сократить разрыв в развитии познавательной сферы между детьми.
Целью данной программы является развитие познавательной сферы детей с
ЗПР, таких психических процессов как память, мышление, внимание, восприятие.
Задачи:
1. повышение уровня развития памяти
2. повышение уровня развития внимания
3. повышение уровня развития мышления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.
Предложенные в программе упражнения рассчитаны на один год работы с младшими школьниками. По аналогии с этими упражнениями учителя, воспитатели и психологи могут составлять задания, используя иной дидактический материал, меняя способы предъявления заданий. Однако последовательность выполнения упражнений и логика их построения должны при этом оставаться неизменными.
Данные упражнения способствуют развитию познавательных психических процессов ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным. Правильно построенная система коррекционных мероприятий позволяет сократить разрыв в развитии познавательной сферы между детьми.
Целью данной программы является развитие познавательной сферы детей с
ЗПР, таких психических процессов как память, мышление, внимание, восприятие.
Задачи:
1. повышение уровня развития памяти
2. повышение уровня развития внимания
3. повышение уровня развития мышления
Конспект индивидуального занятия с ребенком имеющим ЗПР
Задачи:
Обучающие:
Коррекционно – развивающие:
Источники:
Следующие статьи:
31 октября 2024 года
Комментариев пока нет!