Оценка нервно психического развития детей 2 года


Оценка нервно психического развития детей 2 года

Нервно-психическое развитие детей

Для оценки нервно-психического развития ребенка от 3 до 7 лет обычно пользуются данными наблюдений за его поведением во время различных режимных моментов. При этом учитываются следующие ведущие показатели:

* моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжки и т. д.)

* развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов, пересказы и т. д.)

* познавательная деятельность (количество и счет, величина, ориентировка во времени и пространстве, конструирование, воспроизведение, ощущение цвета, формирование обобщений)

* социально-культурное развитие (культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими).

Для оценки нервно-психического развития дошкольников и школьников применяются специальные тесты, таблицы, шкалы и анкетирование.

Уровень нервно-психического развития принято оценивать по 4 группам развития, три из которых — варианты нормального развития, а четвертая — развитие, пограничное с нормой.

* 1 -я группа — дети с развитием в пределах нормы или опережающие развитие по одному или нескольким показателям.

* 2-я группа — дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок (до года — на 1 месяц, до 2 лет — на 3 месяца, до 3 лет — на 6 месяцев) и дети с негармоничным развитием по одному или нескольким показателям.

* 3-я группа — дети с задержкой на 2 эпикризных срока и дети с негармоничным развитием (часть показателей ниже на 1, а часто на 2 эпикризных срока).

* 4-я группа — дети с задержкой на 3 эпикризных срока. Кроме того, выделяют три степени задержки нервно-психического развития:

* I степень — по 1—2 показателям

* II — по 3—4 показателям

* III — по 5—7 показателям.

Таким образом, оценивать нервно-психическое развитие ребенка рекомендуется по следующей схеме:

* его уровень по ведущим линиям развития, характерным для данного возраста

* соответствие или несоответствие уровня нервно-психического развития ребенка данному возрасту с учетом групп развития и степени задержки

Приложение 2. Оценка нервно-психического развития.

Участковый врач-педиатр: Оценка нервно-психического развития. Определение нервно-психического развития ребенка 4-6 лет.

Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребенка проводится по 4 показателям, отражающим особенности социальных

контактов и развитие определенных психических функций. Показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных

факторов.

Мышление и речь - характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.

Моторное развитие - характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние

центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.

Внимание и память - характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и

воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).

Социальные контакты - характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и

потребностями других детей способность к совместной деятельности с другими детьми.

Большинство показателей нервно-психического развития определяется по Анкете для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет, кроме

определения развития мышления к речи и общей моторики. При необходимости развитие ручной моторики также может быть проверено медицинской

сестрой или врачом.

При наличии отклонений в разделе Нервно-психическое развитие напротив соответствующего показателя делается запись: с отклонением.

оценка нервно психического развития детей 2 года

Медицинской сестрой и врачом определяются только отклонения в НПР, а их квалификация (задержка или нарушение) дается специалистом

психоневрологом.

Для оценки показателя Мышление медицинская сестра КЗР имеет: набор сюжетных картинок (2-3) из книжек для старшего дошкольного возраста,

для определения умения ребенка составить рассказ по картинке:

- набор карточек с изображением зверей, птиц, ягод, посуды, мебели одежды или др. (5-6) для определения умения классифицировать предметы.

Примеры сюжетов: лес, вечер, мальчик сидит на дереве, внизу сидят волки.

Мальчик провалился в прорубь и зовет на помощь, другой протягивает ему палку.

Примерные схемы рассказов:

Сюжет 1. Мальчик пошел в лес (за хворостом, с другими детьми на прогулку) и отстал, заблудился. На него напали волки, и он залез на дерево. Окончание рассказа: волки убежали, и мальчик благополучно ушел домой, пришли взрослые и прогнали волков, мальчик сам справился с волками (неважно каким способом).

Сюжет 2. Мальчик пошел через речку (он очень спешил, шел в школу и др.) и случайно провалился в прорубь (лед провалился под ним и др.). Он зовет на помощь. Ему поможет его друг, который уже протягивает палку (лыжу), чтобы выручить его (или придут взрослые и вытащат мальчика).

Особое внимание следует обратить на детей, которые предпочитают рассказы с неблагоприятным окончанием (мальчик погибает), т.к. это является

существенным признаком негативных тенденций в развитии личности ребенка или о крайне неблагополучных условиях его воспитания. Наиболее

благоприятный ответ - когда в рассказе ребенка герой сам находит выход из бедственного положения или при минимальном участии других лиц.

Для проверки умения группировать предметы по классам ребенку предлагается набор карточек, относящихся к какому-то одному классу и туда

вкладывается одна карточка другого класса. Например, к 5 карточкам с изображением мебели добавляется карточка с изображением посуды и т.д.

Инструкция: посмотри, какая карточка лишняя?

оценка нервно психического развития детей 2 года

Сначала ребенку предлагают наиболее сложный вариант: мебель-посуда или звери-птицы или одежда-посуда. Если он справился с заданием, на этом

тестирование заканчивается. Если нет - предлагается более легкий вариант: мебель - звери или посуда - птицы и т.д. В случае, если ребенок справился со

вторым заданием, считается, что функция развивается без отклонений.

Отклонения в моторном развитии фиксируются независимо от того, относятся они к общей или тонкой (ручной) моторике.

Для определения состояния внимания и памяти, а также социальных контактах вопросы для всех трех возрастов совпадают.

Рекомендации по коррекции выявленных отклонений даются в соответствии с приложением. В связи с тем, что показатели являются итогом

взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов, характер рекомендаций зависит от фактора, определяющего то или иное

отклонение.

Медицинская сестра осуществляет контроль за выполнением в семье медико-педагогических рекомендаций по коррекции поведения и нервно-психического развития ребенка.

Наряду с рекомендациями по коррекции нервно-психического развития приложение включает рекомендации по коррекции поведения ребенка.

Особенности поведения определяются по первым 4 пунктам Анкеты для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет. Считается, что ребенок развивается с отклонениями в вегетативном, эмоциональном или психомоторном статусе или формировании личности, если отмечен хотя бы один признак по

каждому из этих пунктов.

Оценка нервно-психического развития детей 4-6 лет

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные работы

Этапы формирования психики, общих и специфических навыков ребенка. Показатели психического здоровья детей в возрасте от 3 до 5 лет: вегетативный статус, психомоторная стабильность, функции, социальное поведение формирование речи, особенности личности.

презентация [1,3 M], добавлена 18.05.2013

Понятие физического развития ребенка как динамического процесса роста в разные периоды детства. Особенности нервно-психического развития, его основные показатели у ребенка от рождения и до года. Физиологические рефлексы и эмоциональные реакции ребенка.

презентация [1,2 M], добавлена 05.05.2014

Характеристика особенностей физического развития человека, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи. Морфологические и функциональные показатели. Нервно-психическое развитие ребенка в норме.

презентация [449,6 K], добавлена 04.03.2015

Физическое и нервно-психическое развитие детей грудного возраста. Особенности вскармливания детей грудного возраста. Главные задачи дородового патронажа. Требования к одежде, обуви беременной. Рекомендации по режиму дня для детей грудного возраста.

курсовая работа [41,7 K], добавлена 26.05.2010

Наследование признаков родителей. Влияние наследственности на психическое здоровье детей. Психологические особенности человека. Расстройства психического развития. Физическое развитие: морфологические и функциональные показатели, развитие мускулатуры.

курсовая работа [25,7 K], добавлена 24.05.2010

Правила проведения патронажа детей раннего возраста. Основные задачи патронажного наблюдения детей из группы риска. Наличие признаков, указывающих на жестокое обращение или насилие в отношении детей. Период ранней адаптации, проблемы в развитии ребенка.

презентация [791,0 K], добавлена 09.12.2013

Закономерности физического развития детского организма. Особенности совершенствования функций различных органов организма ребенка. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды.

реферат [32,3 K], добавлена 26.12.2009

Развитие патологических состояний и заболеваний у детей. Экссудативно-катаральный, лимфатико-гипопластический и нервно-артритический диатезы, их клиническая картина. Повышение в крови уровня мочевой кислоты. Длительность ацетонемического криза.

презентация [728,4 K], добавлена 07.10.2013

Неотложные состояния в педиатрии. Симптомы аллергических состояний, требующих неотложной помощи. Показатели физического и нервно-психического развития детей до 7 летнего возраста. Рост, масса тела и окружность грудной клетки. Питание детей до 3 лет.

контрольная работа [29,8 K], добавлена 13.04.2010

Особенности диетотерапии у детей раннего возраста. Основные определения и классификация пищевой аллергии, распространенность, первые признаки и симптомы. Особенности работы медицинской сестры при профилактике пищевой аллергии детей раннего возраста.

дипломная работа [626,4 K], добавлена 16.04.2015

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

1. Анатомические, морфологические и функциональные особенности нервной системы у де-

ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Головной мозг у новорожденных имеет относительно

большую величину. Масса мозга около 400 г (у ребенка — 10% от массы тела,

у взрослого — 2—2,5%). Наиболее интенсивный рост клеток и увеличение мас-

сы мозга происходит в первые месяцы после рождения. К 9 месяцам масса го-

ловного мозга удваивается, к 3 годам — утраивается, после 7 лет скорость на-

растания массы головного мозга замедляется. К 20 годам масса головного моз-

га увеличивается в 4-5 раз по сравнению с массой головного мозга ново-

оценка нервно психического развития детей 2 года

рожденного.

У новорожденного сформированы полушария головного мозга, основные

борозды и крупные извилины, которые имеют малую высоту и глубину. Мел-

кие извилины формируются лишь к 5—6 годам. С увеличением полушарий,

утолщением коры меняются форма, глубина, высота борозд и извилин. Высот-

ная доля после рождения развита лучше, чем другие доли мозга, однако ее бо-

розды и извилины неглубоки, фрагментированы и окончательно оформляются

только к 7 годам. Затылогная доля на ранних этапах относительно мала, но

содержит все борозды и извилины. К 5—7 годам значительные изменения

У новорожденных недостаточно дифференцированы серое и белое вещест-

Паутинная обологка головного мозга до трех лет имеет два листка, разде-

ленных пространством. Грануляции паутинных оболочек развиваются пример-

но в 10 лет. Для детского возраста характерны относительная ширина цереб-

ральных и эластичность субарахноидальных пространств.

СИСТЕМА КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА оформляется

на 3-м месяце внутриутробного периода. Особенность у плодов и новорожден-

ных — большое количество анастомозов по мере роста ребенка происходит их

уменьшение. Наличием экстра-интракраниальных сосудистых анастомозов в

области мембранных соединений незаращенных швов обеспечиваются допол-

Спинной мозг новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого, и

доходит до нижнего края 111 поясничного позвонка. В дальнейшем рост спин-

как бы перемешается кверху. Быстрее растет грудной отдел, затем шейный, и

медленнее всех поясничный и крестцовый отделы. Располагаясь в спинномоз-

говом канале, спинной мозг оканчивается у 5-летнего ребенка на уровне

I—II поясничных позвонков в виде конуса, от которого далее вниз тянутся

нити конского хвоста. К 5—6 годам соотношение спинного мозга и позвоноч-

ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Периферическая нерв-

ная система новорожденного недостаточно миелинизирована процессы миели-

низации происходят неравномерно в различных отделах и идут от центра к

Вегетативная нервная система включает сегментарные аппараты (спинной

мозг, вегетативные узлы, симпатический ствол), а также надсегментарные ап-

Периферигеские волокна симпатигескои гасти в составе передних корешков

отходят от боковых рогов спинного мозга на уровне от Су. до L„ включитель-

но и подходят к узлам симпатического ствола. Симпатический ствол распола-

гается вдоль боковой поверхности позвоночника и имеет 24 пары симпатиче-

ских узлов. Из верхнего шейного симпатического узла формируется симпати-

ческое сплетение сонной артерии, из нижнего — верхний сердечный нерв,

Образования парасимпатигеской гасти вегетативной нервной системы на-

чинаются от структур головного мозга (в основном это лимбико-ретикуляр-

Все органы находятся под влиянием как симпатической, так и парасимпа-

вается состояние с и м п а т и к о т о н и и. парасимпатической части — вагото-

н и и.

Вегетативная нервная система функционирует у ребенка с момента рожде-

ния. У детей раннего возраста физиологичной является симпатикотония, на

3—4-м году сменяющаяся ваготониен. Далее устанавливается равновесие двух

систем с некоторым преобладанием ваготонии, а в пубертатном возрасте не-

редко отмечают дисфункцию вегетативной нервной системы на фоне активного

роста и гормональной перестройки (см. раздел 4.14).

Зрение. Для новорожденного характерна умеренная фотофобия, его глаза почти постоянно закрыты, зрачки сужены, слезные железы не функционируют.

С 3 недель ребенок устойчиво бинокулярно фиксирует взгляд на неподвижных предметах и короткое время следит за движущимися.

В 6 месяцев ребенок воспринимает яркие желтые и красные тона, устойчиво координирует движения глаз.

К 9 месяцу устанавливается способность стереоскопического восприятия пространства, возникает представление о глубине и отдаленности расположения предметов.

Слух. Ухо новорожденного морфологически достаточно развито.

Новорожденный слышит, и реакция его на звук выражается в общих двигательных реакциях, крике, изменении частоты и ритма сердцебиений или дыхания, ЭКГ и ЭЭГ.

Обоняние. Периферическая часть обонятельного анализатора развивается в период со 2 по 7 месяц внутриутробного развития.

Рецепторные клетки располагаются в слизистой оболочке носовой перегородки и верхней носовой раковине.

Вкус. Вкусовые луковицы формируются в последние месяцы внутриутробного развития.

Вкусовые рецепторы новорожденного занимают большую площадь, чем у взрослого, в частности, они захватывают почти весь язык, губы, твердое небо и щечные поверхности ротовой полости.

Порог вкусового ощущения у новорожденного выше, чем у взрослого человека.

Чувствительность кожи. Тактильная чувствительность кожи возникает очень рано (уже на 5-6-й неделе внутриутробного развития), причем сначала она локализована исключительно в периоральной области, а затем быстро распространяется, и к 11– 12-й неделе вся поверхность кожи плода становится рефлексогенной зоной.

2. Оценка психомоторного развития детей первого года жизни по основным линиям разви-

тия. Фото ниже, не по порядку.

Источники:
www.feldsherstvo.ru, www.fermento.ru, otherreferats.allbest.ru, kakbeololo.narod.ru

Следующие статьи:


21 января 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения

Популярное:

  • Ротовирусная кишечная инфекция у детей лечение комаровский (261)
  • Сбить температуру парацетамолом и анальгином у ребенка (207)
  • Как ребенку сбить температуру 39 5 (137)
  • Пониженная температура тела у ребенка комаровский (127)
  • Температура днем 37 2 у ребенка причины (98)
  • Ацетон у детей лечение (93)

  • Надавно добавленные материалы:

    Ангина у детей 8 лет

    Люголь имеет довольно специфический запах, и он очень неприятен на вкус из-за содержания йода. Сразу после применения горло

    Читать далее

    Тошнота и понос у ребенка 2 года

    С утра у ребенка (2 года) начался понос, несколько раз сходил. Температуры нет. Утром позавтракал с неохотой,

    Читать далее

    У ребенка 1 год заложен нос что делать

    Сильный насморк у годовалого ребенка явление распространенное, но, тем не менее, способное обернуться настоящей проблемой для всей семьи. Заложенный нос у малыша мешает спокойному сну, приводит

    Читать далее

    У ребенка сопли далеко в носу

    Содержание:Насморк в нашем обществе принято считать делом весьма обыденным, так сказать неприятным, но не болезненным состоянием. Как правило, тревожный симптом попросту игнорируется до появления

    Читать далее

    Температура при отитах у детей

    C 12 по 19 марта в форуме "Детское здоровье" на сайте Eva.Ru проходила онлайн-консультация по теме "Отит. Повышенная

    Читать далее

    У ребенка болит живот понос и рвота

    Вообще-то, при болях в животе есть общее правило:не давать ребенку обезболивающие препараты до осмотра врача,т.к. они могут "сгладить" симптомы острой хирургической

    Читать далее