Особенности детей с нарушением речи кратко


Особенности детей с нарушением речи кратко

Краткое сожержание материала:

Размещено на

Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха.

Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством органа слуха, или звукового анализатора, - сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего звуковые раздражения. Слуховой анализатор включает периферический, или рецепторный, отдел (наружное, среднее и внутреннее ухо), средний, или проводниковый, отдел (слуховой нерв) и центральный, корковый, отдел, расположенный в височных долях больших полушарий. Ухо является усилителем и преобразователем звуковых колебаний.

Нарушение деятельности слухового анализатора у ребенка рассматривается в его отличии от аналогичного дефекта у взрослого. У взрослого человека к моменту нарушения слуха сформирована речь, словесное мышление и вся личность, а дефект слухового анализатора оценивается с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Дефект слуха нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания.

Таким образом, проблема развития речи у слабослышащих детей является актуальным вопросом исследования в современном обществе.

Проблема изучения личности слабослышащего ребёнка как социальная проблема впервые была поставлена и осмыслена Л.С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность.

Без специального обучения речь у слабослышащих не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитии речи, тем лучше будут результаты в этом направлении.

По разному идет у слабослышащего и слышащего овладение и устной и письменной речью. У слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, у слабослышащего эти процессы могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Первые слова и предложения при классическом обучении даются слабослышащим для общего восприятия в письменной форме на карточках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для таких детей некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения.

Позднооглохшие дети, за редким исключением, сохраняют уже сформировавшуюся речь. Слабослышащие могут овладеть речью самостоятельно, опираясь на остатки слуха.

Цель исследования: изучение особенностей развития речи детей с нарушения слуха.

Задачи исследования:

Рассмотреть основные классификации нарушений слуха у детей

Охарактеризовать основные направления, задачи и содержание работы по развития речи слабослышащих детей

Исследовать различные методики развития речи слабослышащих детей 3-4 лет.

особенности детей с нарушением речи кратко

Объектом исследования являются слабослышащие дети 3-4 лет

Предметом исследования является процесс развития речи слабослышащих дошкольников 3-4 лет.

Глава 1 . Теоретические о собенности развитие речи дошкольников с нарушениями слуха

1.1 Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис

Большое влияние на организацию дифференцированного обучения, создание системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, определение критериев отбора и комплектования групп в них, разработку путей обучения детей с различным состоянием слуха оказала педагогическая классификация Р.М. Боскис. Опираясь на теорию Л.С. Выготского о первичных и вторичных отклонениях в развитии психики ребенка с дефектом слуха, Р.М. Боскис определила основные критерии, положенные в основу педагогической типологии детей с недостатками слуха и характеризующие своеобразие их развития.

Нарушение слухового анализатора у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых. У взрослого нарушение деятельности слухового анализатора приводит к проблемам речевого общения с помощью слуха. Нарушение слуха в раннем возрасте влияет на ход психического развития ребенка, вызывает ряд тяжелых вторичных отклонений в развитии, прежде всего в формировании речи.

Для правильного понимания развития ребенка с недостатками слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью при данном состоянии слуха (без специального обучения). Своеобразие слухового анализатора состоит в его решающей роли для формирования речи. Невозможность полноценного слухового восприятия создает препятствия для овладения речью и вызывает нарушения речевого общения у ребенка. Отсутствие устной речи или значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи: пониманием читаемого, передачей собственных мыслей в письме. В свою очередь, недоразвитие речи служит препятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни человека.

Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны, нарушение слуха препятствует естественному развитию речи с другой - нормальное использование слуха находится в зависимости от уровня развития речи. Чем лучше речь ребенка, тем больше возможностей использования своего слуха.

Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнообразна не только по степени слухового дефекта, но и по уровню речевого развития. Разнообразие в речи детей обусловлено сочетанием следующих факторов: 1) степенью нарушения слуха 2) временем возникновения слухового дефекта 3) педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления слухового нарушения 4) индивидуальными особенностями ребенка.

Каждый из этих факторов имеет принципиальное значение при оценке речи детей. Отмечается прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения.

Время потери слуха может быть определяющим фактором в развитии речи при прочих равных условиях. Чем раньше возникло нарушение, тем больше оно отражается на формировании речи. Потеря слуха в том возрасте, когда речь еще не сформировалась (примерно до двух лет), приводит к полному ее отсутствию. Потеря слуха в возрасте от двух-трех до четырех-пяти лет вызывает распад речи, если не были предприняты специальные педагогические меры. У детей старшего дошкольного возраста в случае потери слуха речь может частично сохраниться. Однако без специальной педагогической помощи она будет постепенно ухудшаться.

Педагогические условия, в которых находился ребенок после потери слуха, имеют важное значение для его психического и речевого развития. Чем раньше выявлено снижение слуха и предприняты специальные медицинские и педагогические меры для устранения последствий снижения слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания в развитии познавательной деятельности, формировании речи и общения, личностном развитии. К условиям, определяющим успешное развитие ребенка со сниженным слухом, можно отнести раннее слухопротезирование, создание речевой среды в семье, проведение общеразвивающих занятий, организацию специальной работы по развитию слухового восприятия и речи. Для речевого развития плохослышащего ребенка очень важен уровень психического развития, отсутствие дополнительных нарушений (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т.п.), которые значительно замедляют процесс формирования речи. Для речевого развития имеют значение и личностные особенности ребенка с пониженным слухом: активные, общительные дети лучше овладевают речью, чем вялые, пассивные.

Ориентируясь на указанные принципиальные положения педагогической типологии, Р.М. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.

К первой группе отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения).

В зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории. Первая категория - дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до двух лет) - это ранооглохшие дети. Вторая категория - дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, - это позднооглохшие дети.

К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей характеризуется большим разнообразием: от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.

особенности детей с нарушением речи кратко

С учетом состояния речи выделены две категории слабослышащих детей. Первая категория - слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи). Вторая группа - слабослышащие дети, владеющ.

Статья по развитию речи (старшая группа) по теме:

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?». Семейные представления занимают ведущее место в игровых моделях дошкольника - «Дочки-матери», «Посуда», «Магазин» и т.п. - в процессе которых ребенок принимает и реализует социальные роли матери и отца. Дошкольный возраст является сензитивным не только по отношению к развитию познавательных процессов (внимание, мышление, память, воображение), но и к развитию речевой деятельности. В этот период у детей формируются своеобразные общие лингвистические способности, чутье к языковым явлениям, закладываются образцы речевого поведения: интенсивно пополняется словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие речь обеспечивает совершенствование познавательных процессов.

Развитие речи и познавательных процессов ребенка непосредственно зависят от условий жизни и воспитания. Нарушения речевого развития проявляются в особенностях формирования всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. В то же время дети, имеющие особенности речевого развития проявляют активность по отношению к языковым явлениям - словообразование, умение подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием, отбор слов с целью выявления звукового состава. Дети с особенностями речевого развития, как правило, испытывают незначительные лексические трудности, допускают ошибки в грамматическом оформлении высказывания (построение предложений), могут неверно произносить звуки речи, затрудняются в реализации развернутых высказываний. Однако перечисленные трудности не являются препятствием к установлению отношений со сверстниками и лишь в некоторых случаях (переживание, самооценка собственной речи, чрезмерное желание соответствовать речевой норме) служат барьером в личных отношениях.

Основная функция речи - общение, сообщение или, в целом, коммуникация. Дети с особенностями речевого развития к старшему возрасту способны общаться на уровне контекстной речи, наблюдается вариативность вербального творчества.

Личностные особенности детей с особенностями речевого развития характеризуются подвижностью эмоциональной сферы, впечатлительностью, ранимостью, стремлением соответствовать определенным нормам общения. Как правило, к старшему возрасту большинство речевых нарушений у детей успешно преодолевается и не оказывает существенного влияния на готовность ребенка к созданию собственной семьи.

Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе.

Учитывая важность влияния семьи оказываемого на процесс социализации ребенка, реализуемого в ее социальных (обеспечение дохода, домоводство и забота о здоровье, рекреационная, социализирующая, самоидентификации, развитие способности к воспитанию, образовательная, профессиональная) и социетальных (отношение к ребенку с нарушениями развития, его воспитание, обучение, умение вовремя организовать и оказать помощь, адаптировать к жизни в обществе) функциях, рассмотрим механизмы семейной социализации.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, «позволяющий личности активно включаться в структурные элементы социальной среды, то есть посильно участвовать в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни общества». По отношению к детям с особенностями развития социальная адаптация выступает как приведение индивидуального и группового поведения детей с особым типом развития в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У детей с ограниченными возможностями затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. Социальная адаптация открывает нетипичным детям возможность активного участия в общественной жизни. Социальная адаптация - это непрерывный процесс, в котором взаимодействуют ребенок и родители, а затем - ребенок и общество. Дети с особенностями речевого развития, как правило, успешно адаптируются в обществе, реализуют свои возможности в профессиональной деятельности, создают благополучные семьи.

Абилитация - комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка. В процессе абилитации и реабилитации на разных уровнях затронуты различные структуры, которые в той или иной мере воздействуют на особенного ребенка. Главной и основной целью всего процесса абилитации является включение ребенка с речевыми нарушениями в жизнь и его социализация.

Реабилитация представляет собой «процесс восстановления имевшихся в прошлом способностей, утерянных по причине болезни», а также и абилитацию детей с ограниченными возможностями. Социальная реабилитация (лат. Rehabilitas - восстановление способности) в медико-педагогическом значении - «включение нетипичного ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизнедеятельности на уровне его психофизических возможностей».

При своевременном коррекционно-логопедическом воздействии большинство речевых нарушений у детей успешно преодолевается и со­стояние речи ребенка не оказывает существенного влияния на его вхождение в самостоятельную жизнь, как профессиональную, так и семейную.

Ещё один специфический механизм социализации нетипичных детей, - компенсация (лат. Compensatio - возмещение, уравновешивание), которая представляет собой процесс приспособляемости организма вследствие врожденных или приобретенных дисфункций. В процессе компенсации происходит формирование новых, исправление нарушенных или ослабленных функций организма, а также развитие личности в целом. Для ребенка с особенностями речевого развития особое значение имеет личностный компонент отношения к своей речи, определяемый его самооценкой и Я-позицией.

особенности детей с нарушением речи кратко

Таким образом, участие семьи в подготовке детей с особенностями речевого развития к самостоятельной жизни должно быть подкреплено взаимодействием со специалистами: врачом, психологом, социальным работником, педагогом-дефектологом.

Психологические особенности детей с нарушениями речи

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Дети с речевыми расстройствами (нарушениями) обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС. Наличие органического поражения мозга обуславливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружение. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушение равновесия, координация движений, недефференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений (т. е. несформированность общего и орального праксиса). Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Не редко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдается заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активностью. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.

Как правило, у таких детей отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений. Например, дизартрия, и в том числе наиболее тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а мягкие «стертые» проявления могут быть как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с олигофренией. «Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристики могут быть условно разделены на несколько групп, в зависимости от их общего психофизического развития:

дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием

дизартрия у детей с ДЦП

дизартрия у детей с олигофренией

дизартрия у детей с гидроцефалией

дизартрия у детей с ЗПР

дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией.

Эта форма дизартрии встречается наиболее часто среди детей специальных дошкольных и школьных учреждений. У них наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдается обычно не резко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечается нарушение сна, аппетита. Они плохо приспосабливаются к метеорологическим изменениям. В дошкольном и школьном возрасте они двигательно-беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения суетливости часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого, Другие пугливы, заторможены, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменениям обстановки. В проявлениях заикания характерными являются различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь. Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость. Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство собственной неполноценности. И чем фиксируется больным внимания на своем бесполезном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется порочный круг, из которого больной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом еще усиливается и ёщё более приковывает к себе внимание больного. Н.И.Жинкин отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи, и чем в большей мере произношение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегуляция. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Исследователи заикания в понятие «фиксированности на дефекте» вкладывают разное содержание: особое свойство внимания (устойчивое, застревающее, навязчивое, концентрирование), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх). Опираясь на опыт работы с заикающимися разного возраста и общие принципы системного подхода в психологии, можно представить психологическую модель возникновения и развитие феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся. Различие между заикающимися и свободно говорящими выражается не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. От первого непроизвольного эмоционального реагирования на дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными переживаниями и отражается в волевых усилиях (действиях и поступках), в самостоятельной и безуспешной борьбе с заиканием. Важно найти критерии, которые характеризуют нарастающую сложность разных уровней (ступеней) фиксированности на дефекте. В качестве такого критерия могут быть использованы З варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту (безразличное, умеренно-сдержанное, и безнадежно-отчаянное), и З варианта волевых усилий в борьбе с ним (отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые действия и состояния). В связи с этим оправданно введение рабочего термина «болезненная фиксация» для выделения соответственно З групп заикающихся: 1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемление от сознания дефекта, либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта. 2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток. 3. Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по поводу дефекта выливаются в постоянное тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Это чаще всего подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживая их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавится от него, или хотя бы замаскировать, порождают у заикающихся различные психологические особенности: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и многое др.

В настоящее время делаются попытки не только глубже изучать индивидуальные психологические особенности заикающихся, но и комплектовать по этому признаку группы для обоснованной психотерапевтической направленности логопедической работы с ними.

У детей с алалией отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности. У детей отмечается замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам. Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи, с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.

Все это в целом свидетельствует об особом состоянии ЦНС детей, страдающих речевыми расстройствами».

Нарушения речи у детей

Специалистами Центра разработаны методические способы работы с детьми с задержкой речевого развития, имеющими значительные нарушения речи при расстройствах аутистического спектра, а также при моторной и сенсорной алалии и при выраженных формах дизартрии. Ниже кратко описываются нарушения речи, при которых самостоятельное развитие речевой функции у ребенка практически невозможно.

У неговорящих (мутичных) детей может быть, как нормальный слух, так и тяжелая степень тугоухости. Их органы речи могут быть органически сильно повреждены, а могут и не иметь видимых патологий, интеллектуальный уровень развития иногда бывает очень высоким, а порой – значительно снижен. В каждом конкретном случае причину патологического развития речи определяет врач, опираясь, как на свой профессиональный опыт, так и на результаты объективного обследования ребенка. Если же обследование не показывает органических нарушений речедвигательного и речеслухового аппаратов, а также нет видимых предпосылок для грубого недоразвития мыслительных процессов, но у ребенка замечены выраженные особенности эмоционально-волевой сферы, то в этом случае может быть заподозрен диагноз раннего детского аутизма (РДА).

Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития. Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности, они не испытывают потребности в общении с окружающим миром. Современные инструментальные возможности (ЭЭГ, компьютерная томография, ядерно-магнитный резонанс и т. д.) позволяют выявить имеющиеся морфологические и биохимические изменения, лежащие в основе дисфункций мозга больного аутизмом. Хотя эти же методы при тяжелых нарушениях аутистического спектра могут не выявить никаких значимых нарушений морфологии или обмена. В тяжелых случаях ребенок не в состоянии произнести не только слова, но и отдельные звуки речи. При выполнении движений языка, губ и других органов артикуляционного аппарата ему не удается найти их нужную позицию. Причем в этих случаях теми же органами свободно выполняются любые «непроизвольные» движения (дети без затруднений едят, глотают, облизывают испачканные губы и т. п. могут спонтанно вокализировать отдельные звуки).

Моторная алалия - не просто временная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения. У ребенка с алалией не формируются тонкие двигательные координации речевого аппарата. Наблюдаются поиски артикуляции, неумение выполнить комплекс последовательных артикуляционных движений, трудности переключаемости. Отмечается несформированность ритмической структуры слова и фразы. Словарный запас у детей с моторной алалией развивается медленно, искаженно, ограничен рамками обиходно-бытовой тематики. Речь сбивчивая, непонятная, страдает временная и причинно-следственная связь.

Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это приводит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, так у него не развиваются слухоречевые дифференцировки в воспринимающем механизме речи.

При сенсорной алалии имеется тяжелое нарушение аналитико-синтетической деятельности коркового конца речеслухового анализатора, в котором происходит первичный анализ речевых звуков. У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком. Распознавание сенсорной алалии, ее дифференциальная диагностика с другими видами нарушений затруднена. При отсутствии или недостаточности понимания речи, прежде всего, возникает вопрос о состоянии слуха человека. Как показали многократные специальные исследования, в подавляющем большинстве случаев дети с сенсорной алалией имеют некоторое незначительное снижение тонального (физического) слуха, но оно не столь серьезно, чтобы существенно влиять на развитие понимания речи. Неполноценность восприятия объясняется не снижением слуха, а специфическим состоянием коры головного мозга.

Иногда ребенок понимает только одного человека – мать, педагога и не понимает, когда то же самое говорит кто-то другой. При этом реакция на звуки не зависит от громкости звучания. В тяжелых случаях у безречевого непонимающего ребенка отмечается двигательное беспокойство, имеются выраженные трудности поведения: ребенок прыгает, кричит, стучит, хаотичен в деятельности. Реже такие дети бывают ласковыми, стеснительными, в какой-то мере осознающими свой дефект.

Некоторые дети с сенсорной недостаточностью пользуются для общения ограниченным набором жестов. Слушают музыку, избирательно относятся к мотивам. Тишина успокаивает детей, громкие же разговоры, крик раздражают. Они правильно реагируют на изменение интонации, не понимая при этом слов-обращений. Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов, повторяются слова, воспринимаемые в данное время или воспринятые ранее – эхолалия. Не улавливая смысла, ребенок проговаривает, отражая как эхо, слова и словосочетания. Эхолалически произнесенное не осмысляется и не закрепляется.

Дизартрические расстройства речи в раннем возрасте трудно диагностируются, т.к. могут наблюдаться при самых различных в топическом плане очаговых поражениях мозга и поэтому не сразу дифференцируются от других форм тяжелого нарушения речевой функции. Для специалиста, работающего с ребенком, важно вовремя выделить признаки имеющейся дизартрии, потому что приемы коррекции речи в этом случае будут отличаться от методов работы над устранением проявлений моторной или сенсорной алалии.

Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как требуется длительный период систематической работы целой команды специалистов. Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно. Однако, при первично сохранных интеллектуальных способностях ребенка, своевременное начало работы над становлением речевой функции очень часто позволяет ему в дальнейшем обучаться по программе массовой школы.

Авторские методические разработки специалстов Центра могут быть полезны при работе с теми неговорящими детьми, у которых не удалось вызвать звучащую речь с помощью методов эмоционального растормаживания и использования звукоподражаний.

Источники:
roovee.net, nsportal.ru, psychology-msk.ru, pncz.ru

Следующие статьи:


09 декабря 2019 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения

Популярное:

  • Увеличены шейные лимфоузлы у ребенка форум (348)
  • Ребенок часто писает комаровский (102)
  • Неврологический кашель у ребенка форум (83)
  • Заеды у ребенка чем лечить комаровский (61)
  • Узи печени ребенку (54)
  • О нас (43)

  • Надавно добавленные материалы:

    Ангина у детей 8 лет

    Люголь имеет довольно специфический запах, и он очень неприятен на вкус из-за содержания йода. Сразу после применения горло

    Читать далее

    Тошнота и понос у ребенка 2 года

    С утра у ребенка (2 года) начался понос, несколько раз сходил. Температуры нет. Утром позавтракал с неохотой,

    Читать далее

    У ребенка 1 год заложен нос что делать

    Сильный насморк у годовалого ребенка явление распространенное, но, тем не менее, способное обернуться настоящей проблемой для всей семьи. Заложенный нос у малыша мешает спокойному сну, приводит

    Читать далее

    У ребенка сопли далеко в носу

    Содержание:Насморк в нашем обществе принято считать делом весьма обыденным, так сказать неприятным, но не болезненным состоянием. Как правило, тревожный симптом попросту игнорируется до появления

    Читать далее

    Температура при отитах у детей

    C 12 по 19 марта в форуме "Детское здоровье" на сайте Eva.Ru проходила онлайн-консультация по теме "Отит. Повышенная

    Читать далее

    У ребенка болит живот понос и рвота

    Вообще-то, при болях в животе есть общее правило:не давать ребенку обезболивающие препараты до осмотра врача,т.к. они могут "сгладить" симптомы острой хирургической

    Читать далее