Служба ранней помощи детям с ограниченными возможностями


Служба ранней помощи детям с ограниченными возможностями

Рано, значит вовремя. В России будет создана Служба ранней помощи детям-инвалидам и их семьям

Во всем мире система ранней помощи детям-инвалидам стала одной из приоритетных областей деятельности сфер здравоохранения, образования и социальной защиты. В России, как и во всем мире, главными причинами ее создания стал рост числа детей, имеющих нарушения развития при рождении, а также увеличение числа социально неблагополучных семей.

Создание в России системы Служб ранней помощи детям-инвалидам и их семьям является актуальным вопросом. Такую задачу перед профильными ведомствами и общественностью президент РФ поставил весной прошлого года. В настоящее время практически во всех субъектах страны реализуются региональные программы, направленные на оказание ранней помощи семьям с детьми-инвалидами и обеспечение их сопровождения. Однако, как отмечают эксперты, для того, чтобы система заработала как единый механизм, многое еще предстоит сделать.

Возраст имеет значение

Во всем мире система ранней помощи детям, имеющим особенности в развитии стала одной из приоритетных областей деятельности сфер здравоохранения, образования и социальной защиты. В России, как и во всем мире, главными причинами ее создания стал рост числа детей, имеющих нарушения развития при рождении, а также увеличение числа социально неблагополучных семей. Только в Москве по данным Единого городского регистра лиц с ограничением жизнедеятельности насчитывается более 34 тысяч детей-инвалидов, из них практически 9,5 тысяч в возрасте от 0 до 4 лет. Аналогичная ситуация сложилась и в других регионах, поэтому создание служб ранней помощи актуально как никогда.

Современные исследования показывают, что в развитии ребенка критическое значение имеют первые два-три года жизни. Причем, в тандеме "ребенок-инвалид – члены его семьи" помощь (в первую очередь психологическая) чаще всего нужна не столько малышу, сколько его родителям. Поэтому все Службы ранней помощи (СРП) — семейноориентированы, они не только помогают семье создать оптимальные условия для развития ребенка, но и учат близких преодолевать трудности в воспитании малыша с особыми потребностями.

Группа риска

На сегодняшний день определены критерии для направления ребенка на консультацию в Службу ранней помощи. К ним относятся: последствия родовых травм, аномалии развития, генетические заболевания, синдром Дайна, отставание в психическом и физическом развитии. Кроме того, консультация не будет лишней для детей из групп биологического риска, рожденных с высокой степенью недоношенности, с критически низкой массой тела, а также детей из групп социального риска, рожденных от родителей младших 16 лет, имеющих инвалидности, психические заболевания. Особе внимание уделяется детям, которые хотя бы раз в жизни подвергались насилию в семье.

"Чем раньше начать коррекционную работу с ребенком, тем эффективнее будет результат. При этом не только малыш получает помощь, но и родители, которым объясняется, какие занятия, упражнения необходимы для развития их ребенка", — считает директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец.

Не смотря на то, что в настоящее время в России пока нет единой модели, по которой бы работали все территориальные Службы ранней помощи, состав СРП чаще всего представлен самым широким кругом специалистов. Это неонатологи, неврологи, специалисты по медицинской реабилитации, врачи и инструкторы ЛФК. логопеды, дефектологи, психологи.

"Мы считаем, что реабилитацию детей надо начинать как можно раньше, практически с самого рождения и проводить ее постепенно, непрерывно, длительно. То есть, как только медики выявили проблему и провели интенсивную терапию, ребёнок сразу же должен передаваться в службу ранней помощи для дальнейшего наблюдения", — уверена директор ГАУ "Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов" Светлана Воловец.

Требуются специалисты

Естественно, становление новой системы, не обходится без трудностей. Одним из насущных вопросов сегодняшнего дня является, по мнению экспертов, недостаток специалистов. Именно поэтому профессиональное сообщество занимающееся проблемами детства, выступило с предложением создать Московскую городскую ассоциацию специалистов Служб ранней помощи при поддержке Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова. Предполагается, что вновь созданная ассоциация и будет решать задачи по организации подготовки таких сотрудников.

Немаловажное значение играет и принятие нормативных документов, активная проработка которых идет в настоящее время на государственном уровне. Все это позволит объединить накопленный регионами опыт и создать единую полноценную модель российской Службы ранней помощи.

Служба ранней помощи (СРП) - служба помощи детям от 0 до 4 лет с ограниченными возможностями здоровья или риском возникновения нарушения развития и их семьям. Термин, использующийся в практике наряду с такими терминами как службы абилитации и службы раннего вмешательства.

служба ранней помощи детям с ограниченными возможностями

История возникновения

В 1992 году Ленинградский городской Совет народных депутатов принимает решение о разработке и финансировании городской приоритетной социальной программы Абилитация младенцев. Специально для ее реализации была создана негосударственная организация Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, а на базе детского сада № 41 (под научным руководством Института) открыта русско - шведская Лекотека (библиотека игрушек для детей со специальными потребностями).

В 1994 году при методической поддержке Института в детской поликлинике № 59 Калининского района города Санкт-Петербурга было открыто первое отделение раннего вмешательства.

В 1995 году на базе Регионального общественного объединения помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям содружество Утешение открылась служба ранней помощи в городе Москве, в которую были вовлечены 60 семей детей-инвалидов в возрасте от рождения до 4 лет, на базе психолого-медико-социального центра Северного окружного управления образования.

По результатам успешной деятельности Центра, в последующем получившем название Лекотека, в планы развития городского образования было внесено решение о создании СРП на базе детских садов и центров для дошкольников в качестве структурных подразделений.

С 1998 по 2003 год в рамках городской приоритетной медико-социальной программы Санкт-Петербурга Дети-инвалиды отделения абилитации были открыты в 23 детских поликлиниках города и в городском центре восстановительного лечения детей с психоневрологической патологией.

Служба в Великом Новгороде начала свою работу в сентябре 2000 года, Первые два года практическая деятельность велась в рамках проекта программы АРО Создание системы помощи детям от 0 до 3 лет с особыми потребностями для предотвращения социального сиротства. В дальнейшем данное подразделение стало основой для создания Службы раннего вмешательства, которая являлось структурным подразделением муниципального образовательного учреждения Центр психолого-медико-социального сопровождения.

Приказом Департамента образования города Москвы от 5 декабря 2006 года № 817 принято Положение о СРП, в 2007 году открыто 10, в 2010 году - 61. а в 2011 году в Москве организована деятельность 91 Службы ранней помощи.

В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации открыты и успешно функционируют Службы ранней помощи или Службы раннего вмешательства.

«Деятельность службы раннего вмешательства по оказанию комплексной специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»

Актуализация проблемы

В настоящее время одной из ведущих проблем специального и инклюзив ного образования является ранняя помощь детям с ограниченными возмож ностями здоровья. Это связано с увеличение числа детей, нуждающихся в ран ней помощи. По последним данным, наблюдается неуклонный рост физио логически незрелых новорожденных, большая часть из них имеют перинаталь ную патологию. Большинство из этих малышей относится к группе риска, где раннее начало работы часто оказывает решающее влияние на их развитие.

Ранняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной из приоритет ных областей деятельности здравоохранения, образования, социальной за щиты. В Российской Федерации создание такой системы в государственном масштабе находится в стадии становления. Обеспечение своевременной и комплексной помощи детям раннего возраста и их семьям предполагает организацию структур, поддерживающих достаточными ресурсами и устой чивыми межведомственными и междисциплинарными связями.

Деятельность службы ранней помощи основана на межведомственном подходе, включающем методы и технологии медикосоциальной и психоло гопедагогической помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям, находящимся в кризисных ситуациях.

Целью службы ранней помощи является организованная психологопедагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявлен ными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего обра зовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ре бенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Решение данной цели требует подготовки соответствующих педагогичес ких кадров, способных решать задачу комплексного сопровождения детей раннего возраста и их семей.

1. Цели и задачи:

служба ранней помощи детям с ограниченными возможностями

Цель: создание у слушателей представлений о специфике организации

«Службы раннего вмешательства» по оказанию комплексной специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

Задачи:

рассмотреть теоретикометодологические основы организации работы

служб ранней помощи.

раскрыть содержание и сущность службы ранней помощи как эффективной системы психологопедагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития.

познакомить слушателей с основными формами и технологиями, используемыми в работе служб ранней помощи.

ознакомить слушателей с опытом работы учреждений для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной помощи Ставропольского края в рамках проекта «Создание служб ранней помощи».

2. Требования к уровню освоения содержания В результате изучения темы слушатель должен знать:

специфику комплексного сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья,

нормативноправовое обеспечение деятельности Службы раннего вмешательства,

сеть государственных дошкольных образовательных учреждений Ставропольского края,

особенности организации деятельности специалистов Службы, формы

и методы работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

уметь:

проводить психологопедагогического обследование детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей

оказывать комплексную коррекционноразвивающую помощи детям с

нарушениями развития (риском нарушения) и психологопедагогическую поддержку их семей

осуществлять работу по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения)

определять дальнейший образовательный маршрут ребенка.

3. Содержание вопросов:

1. Организационнометодические основы работы «Службы раннего вме шательства» по оказанию комплексной специализированной помощи де тям с ограниченными возможностями здоровья

Примерное положение, регулирующее деятельность «Службы раннего

вмешательства» (далее – Служба) в центрах психологопедагогической и медикосоциальной помощи организационнометодические основы работы

«Службы раннего вмешательства» по оказанию комплексной специализи рованной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: цели и основные направления деятельности «Службы раннего вмешательства» основные принципы деятельности «Службы раннего вмешательства» по казания к направлению организация деятельности психологомедикопеда гогического консилиума «Службы раннего вмешательства» принципы ди агностики нарушенного развития этапы диагностики психологопедагоги ческие аспекты обследования детей раннего возраста.

2. Особенности комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте.

Особенности психологомедикопедагогического сопровождения детей с

ограниченными возможностями здоровья: особенности работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья система ра боты с родителями детей раннего возраста с ограниченными возможностя ми здоровья обучение специалистов методам работы с родителями, вос питывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Составление индивидуальной программы сопровождения ребенка с

ограниченными возможностями здоровья.

Принципы составления программ индивидуального сопровождения ребенка структура программы сопровождения.

4. Региональная сеть государственных дошкольных образовательных

учреждений.

Анализ мониторинговых материалов по оказанию комплексной помощи

детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в Рос сийской Федерации, сеть государственных дошкольных образовательных уч реждений в Ставропольском крае.

4. Учебнометодическое обеспечение:

служба ранней помощи детям с ограниченными возможностями

5. Материальнотехническое обеспечение:

аудитории, проектор, экран проекционный.

6. Примерный перечень вопросов к собеседованию:

1. Сеть государственных дошкольных образовательных учреждений в Ставропольском крае.

2. Цели и основные направления деятельности «Службы раннего вмешательства».

3. Принципы деятельности «Службы раннего вмешательства».

4. Показания к направлению в «Службу раннего вмешательства».

5. Организация деятельности психологомедикопедагогического консилиума «Службы раннего вмешательства».

6. Принципы ранней диагностики нарушенного развития.

7. Этапы диагностики детей раннего возраста.

14. Психологопедагогические аспекты обследования детей раннего возраста.

15. Принципы организации работы с родителями детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

16. Формы работы с родителями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

17. Особенности составления программ индивидуального сопровождения ребенка

18. Структура программы сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

(Материал взят из книги Сборник программ курсов повышения квалификации для специалистов системы образования, здравоохранения и социальной защиты - С. В. Бобрышова, Е. С. Слюсаревой)

Эксперт: Создание Служб ранней помощи детям - насущная необходимость

on 23.07.2014 at 23:27

В августе планируется открытие детского корпуса, первого в Москве стационарного отделения медико-социальной реабилитации. О том, какие задачи ставит перед собой московская Служба ранней помощи, и кто сможет воспользоваться ее услугами, рассказала директор ГАУ Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов Светлана Воловец.

Служба ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, созданная на базе Центра медико-социальной реабилитации инвалидов, пока единственный в Москве проект, представляющий собой многоэтапную систему сопровождения пациентов младенческого возраста. В августе планируется открытие детского корпуса, он станет первым в столице стационарным отделением медико-социальной реабилитации. Какие задачи ставит перед собой московская Служба ранней помощи? Сколько семей сможет воспользоваться ее услугами? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой ответила директор ГАУ Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов Светлана Воловец.

- Светлана Альбертовна, насколько актуально создание в Москве Службы ранней помощи, в чем ее особенность?

— В Москве насчитывается около 9,5 тысяч детей-инвалидов в возрасте от 0 до 4 лет. Но если учитывать детей из групп биологического и социального риска, а также с задержкой физического и психического развития, то нуждающихся в ранней реабилитации гораздо больше. Но самое страшное, что наметилась негативная тенденция: с 2009 года в Москве количество детей-инвалидов увеличилось практически на 4,5 тысячи. Это большая проблема, решить которую и предстоит, в том числе и Службе ранней помощи. Она представляет собой семейно ориентированную службу медико-социальной помощи и психолого-педагогической коррекции. Ее задача — профилактика инвалидности у детей младенческого и младшего возраста, имеющих нарушения развития или риск их возникновения в более старшем возрасте.

- Сколько пациентов в год сможет принимать новое отделение детского корпуса, какие специалисты будут с ними работать?

— Реабилитационная помощь детям от 0 до 1,5 лет будет оказываться на дому силами специалистов мобильных бригад. Мощность детского отделения: 20 коек для реабилитации детей с нарушением функции движения в возрасте от 3-х до 18 лет. Для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет с аномалиями развития, последствиями родовых травм, нарушениями физического и психического развития, из групп риска пока предусмотрено 15 мест. У нас будут работать врачи более 10 специальностей: неврологи, педиатры, травматологи-ортопеды, хирурги, нейроурологи, физиотерапевты, врачи по медицинской реабилитации. Конечно же, большое внимание будет уделяться психологической работе с детьми: крайне важно, чтобы ребенок как можно раньше научился жить в социуме, чувствовал себя равным среди равных.

- Что включает в себя курс лечения? Сколько он длится?

— В среднем курс длится 26-28 дней. Он включает в себя: медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, занятия с психологом, логопедом, дефектологом. Все назначения будут делаться строго по показаниям, с учетом возраста пациента.

- Помимо медицинской помощи, что еще предлагает Служба детям для их успешной социализации?

— Наша задача – сделать ребенка как можно более самостоятельным в повседневной жизни. Для этого будут проводиться занятия по выработке бытовых навыков в специально оборудованном жилом модуле Начни жить самостоятельно . Кроме того, планируются занятия по обучению компьютерной грамотности, художественно-прикладному искусству. Несомненно, огромную роль в реабилитации играют адаптивные виды спорта. После открытия детского отделения мы планируем организовать для ребят секции по бочче, шафлборду, райс райтингу.

- Детей, с какими заболеваниями сможет взять под свою опеку Служба ранней помощи?

— Последствия родовых травм, аномалии развития, генетические заболевания, синдром Дауна, отставание в психическом и физическом развитии – главные критерии для направления ребенка на консультацию к специалистам Службы ранней помощи. В программу обязательно будут включаться дети из групп биологического и социального риска.

- Как попасть на лечение в детское отделение?

— Для этого нужно пройти у нас медико-социальный консилиум, который определит наличие показаний и противопоказаний у ребенка для реабилитации в Центре. При этом необходимо иметь полный пакет документов, включая выписки из стационаров и направление из районной поликлиники. Для москвичей, имеющих постоянную прописку, реабилитация в Центре бесплатная.

- Вы говорили о тенденции увеличения числа детей-инвалидов, так справится ли ваша Служба с большим потоком пациентов? Как вы представляете дальнейшее развитие модели раннего вмешательства?

— Служба ранней помощи – пилотный для Москвы проект. Очевидно, 15 коек для младенцев явно недостаточно, но мы надеемся, что наш опыт позволит создать единую городскую Службу ранней помощи с представительством в каждом округе. Мы пока только в начале пути и нам еще многое предстоит сделать. Но я не сомневаюсь, что проект станет удачным стартом для развития в Москве сильной межведомственной системы ранней помощи. Я уверена, что тогда, из пациентов с ограниченными возможностями, дети превратятся в счастливых, уверенных в себе и востребованных обществом людей.

Источники:
www.invalirus.ru, zeroto7.net, studik.net, neinvalid.ru

Следующие статьи:


23 октября 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения

Популярное:

  • Леп у ребенка комаровский (65)
  • Ребенок часто писает комаровский (58)
  • Золотуха на голове у ребенка форум (35)
  • Смегма у ребенка как избавиться (34)
  • О нас (32)
  • Ребенок кашляет после лечения антибиотиками (30)

  • Надавно добавленные материалы:

    Ангина у детей 8 лет

    Люголь имеет довольно специфический запах, и он очень неприятен на вкус из-за содержания йода. Сразу после применения горло

    Читать далее

    Тошнота и понос у ребенка 2 года

    С утра у ребенка (2 года) начался понос, несколько раз сходил. Температуры нет. Утром позавтракал с неохотой,

    Читать далее

    У ребенка 1 год заложен нос что делать

    Сильный насморк у годовалого ребенка явление распространенное, но, тем не менее, способное обернуться настоящей проблемой для всей семьи. Заложенный нос у малыша мешает спокойному сну, приводит

    Читать далее

    У ребенка сопли далеко в носу

    Содержание:Насморк в нашем обществе принято считать делом весьма обыденным, так сказать неприятным, но не болезненным состоянием. Как правило, тревожный симптом попросту игнорируется до появления

    Читать далее

    Температура при отитах у детей

    C 12 по 19 марта в форуме "Детское здоровье" на сайте Eva.Ru проходила онлайн-консультация по теме "Отит. Повышенная

    Читать далее

    У ребенка болит живот понос и рвота

    Вообще-то, при болях в животе есть общее правило:не давать ребенку обезболивающие препараты до осмотра врача,т.к. они могут "сгладить" симптомы острой хирургической

    Читать далее