Нервно психическое развитие детей дошкольного возраста


Нервно психическое развитие детей дошкольного возраста

Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Особенности психического развития дошкольника зависят от степени влияния взрослых и сверстников на малыша

нервно психическое развитие детей дошкольного возраста

Оглавление:

Хотя обычно родители первоочередное внимание обращают на физическое созревание ребёнка, но не меньшее значение имеет и нервно психическое развитие детей дошкольного возраста.

После 4-5 лет мыслительная активность малыша перестаёт опираться исключительно на физические движения. Ему становится интересно спрашивать, спорить, придумывать рассказ, глядя на картинку, отгадывать загадки. Вместо беспорядочно-шарящих возникают ориентированные, более организованные и направленные на познание действия. Появляются новые виды активности: ребёнок рассказывает, слушает, придумывает слова.

В результате новый предмет начинает интересовать его не сам по себе, а своим устройством, способом использования и назначением. Исследуя новую игрушку в этом возрасте, дети пытаются её разобрать, чтобы узнать, что кроется внутри неё. Как следствие, к ставшему уже привычным вопросу «что это?» добавляется другой – «почему?».

Влияние взрослых и сверстников на психическое развитие детей дошкольного возраста

Особенности психического развития детей дошкольного возраста побуждают их общаться со взрослыми ради содержательности беседы. Для себя ребёнок заключает, что взрослые всё умеют и знают, и могут всему научить и всё показать. В результате авторитет взрослых резко возрастает.

А при взаимоотношениях со сверстниками «мирного соседства» дошкольникам уже недостаточно, а хочется выполнять совместно с ними различные поручения или просто играть. Активность в общении наряду с познавательной активностью приобретает у малышей произвольно управляемый характер.

Накапливая социальный опыт общения с людьми, к концу дошкольного возраста дети усваивают более обобщённые правила, а своё отношение к чужим или близким, вымышленным или реальным людям выражают знакомыми им критериями выражения. Это является основой для формирования у детей нравственного отношения к окружающим.

Развитие самостоятельности у дошкольников

Особенности психического развития дошкольника, касающиеся формирования личности, заключаются в изменении поведенческих мотивов, которыми тот руководствуется. Эти изменения видны в следующем.

  • Обособленные побуждения объединяются в систему мотивов, в них всё более чётко прослеживается определённая последовательность, хотя у дошкольника системность и последовательность поведенческих мотивов всё ещё относительны.
  • Побудительная сила мотивов начинает выступать более отчётливо. Например, если на младших детей наибольшую побудительную силу имеет задание «отыскать спрятанную игрушку», то для детей постарше таким заданием станет трудовое – «сделать игрушку для спектакля».
  • По мере накопления практического опыта дошкольник всё больше стремится к самостоятельности, которая сочетает в себе собственную инициативу ребёнка с подчинением требованиям взрослых. Развитие самостоятельности можно разделить на три этапа:

  • Вначале малыш действует в привычных для него условиях, когда у него без помощи и побуждения взрослых вырабатываются основные привычки.
  • Затем уже ребёнок привычные способы поведения распространяет и на новые, отличающиеся от обычных ситуации.
  • Далее развитие психических процессов у дошкольников прогрессирует, в результате чего усвоенное ребёнком правило принимает обобщённый характер, и, попадая в любые условия, ребёнок уже использует его как критерий своего поведения.
  • У дошкольников к работе органов чувств добавляется мыслительная деятельность, которая дальше развивает ощущения, тоньше становится и чувствительность. Благодаря осмысленной деятельности у ребёнка образуются межанализаторные связи, благодаря чему познавать предметы и явления он начинает более разносторонне. Когда зрительное восприятие начинает сочетаться с тактильно-двигательными ощущениями, то познание качеств и свойств исследуемого предмета становятся более глубоким, при этом совершенствуется и сам способ познания. Отсюда большое влияние игры, а также таких занятий, как лепка, рисование, конструктивная деятельность дошкольников. дидактические игры и танцы, на психическое развитие малышей.

    Роль слова в психическом развитии дошкольников

    Если слово сначала просто сопровождало действие непосредственного раздражителя, то затем стало замещать его, изменяя процесс ощущения.

  • При словесном описании ощущаемого качества предмета оно быстрее вычленяется из ряда однородных качеств: называя цвет, ребёнок его легче запоминает, чем когда просто созерцает его.
  • Облечённые в слово звук, запах или цвет превращаются из простого раздражения в осознание соответствующего качества вещи или явления.
  • Оперируя пониманием качеств предмета, ребёнок может не только различать их, но и сравнивать предметы по этим качествам (этот красный, а этот синий), что уже является элементарным мыслительным процессом.
  • Функция слова как обобщающего сигнала позволяет малышу увидеть в новых предметах то же качество или его вариации.
  • Если у однородных предметов постоянно встречаются некоторые качества, то они становятся характеристикой подобных предметов.
  • нервно психическое развитие детей дошкольного возраста

    Соотношения элементов восприятия

    Процесс восприятия приобретает в дошкольном возрасте более сложную форму. Например, восприятие цвета и формы: если форма, как более сильный опознавательный признак, не смогла быть идентифицирована, то только тогда вступает в действие признак цвета предмета (при складывании мозаики или игре в кубики). При восприятии части и целого образуются диалектические связи, позволяющие при узнавании части предмета вызывать его полный образ с названием.

    В дошкольном возрасте изменяется процесс восприятия, когда ребёнку не обязательно исследовать предмет воспринимающим органом, а достаточно лишь его увидеть. Диагностика психического развития дошкольников показывает, что им ещё сложно воспринимать картинки. Здесь ещё более важным является значение названия картинки.

    Что до восприятия пространства, то на основе зрительного восприятия дошкольник уже может чувствовать расстояние, то есть перспективу. Когда к оценке глаз подключаются руки, форма воспринимается лучше. Но в этом возрасте детям ещё трудно даётся понятие левого и правого, а ощущение времени даётся детям всё ещё намного труднее, чем ощущение пространства, поскольку для его восприятия не существует особых органов чувств.

    Что касается внимания, то психика дошкольников изменяется следующим образом:

  • объём внимания расширяется
  • оно становится более устойчивым
  • появляется произвольное внимание.
  • Эти изменения происходят благодаря тому, что не только предмет становится объектом познания, но и различные его связи, особенно функциональные, речь также становится объектом внимания.

    Особенности психического развития детей состоят ещё в том, что в этот период систематически он обогащается значительным опытом: накапливает знания, первичные понятия и представления, появляются умения и навыки. Следы пережитых чувств и мыслей сохраняются всё дольше и в большем количестве. Для умственного развития малыша большое значение приобретает образная память, интенсивнее всего развивающаяся именно в этом возрасте.

    нервно психическое развитие детей дошкольного возраста

    Влияние игры на психическое развитие дошкольников

    Игра развивает целенаправленность действий. У детей-четырёхлеток интерес к действию преобладает, из-за чего цель часто забывается. На пятом году жизни детей можно научить выбирать игру обдуманно, распределяя роли и ставя цели. А в следующие пару лет дети начинают проявлять интерес к некоторым событиям жизни, различным занятиям взрослых, появляются любимые книжные герои – объекты подражания, поэтому так важно знать, какие игры необходимы дошкольникам. Замыслы игр становятся более стойкими, надолго овладевающими воображением.

    Появление у игры длительной перспективы свидетельствует о более высоком этапе сложности психики. Под воздействием жизненных впечатлений в игру вводятся новые элементы.

    Исполняя в игре ту или иную роль, ребёнок не просто переносится в чужую личность формально. Когда он входит в роль и примеривает её на себя, то тем самым он углубляет и обогащает и собственную личность. Поэтому влияние игры на психическое развитие дошкольников, где его личность формирует отношение к данной роли, сказывается не только на развитии мышления, воображения и воли, но и на развитии его личности в целом. Роль личности в жизни имеет громадное значение, а в ролевых играх ребёнок, примеривая к себе разные роли, формирует тем самым и свою собственную личность. Игра очень тесно связана с развитием детской личности, а особое значение она приобретает именно в период интенсивного развития последней.

    А как Вы думаете, что влияет на психическое развитие дошкольников? Поделитесь своим мнением в комментариях .

    Исследование нервно-психической деятельности детей младшего дошкольного возраста

    - Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Классификация нарушений в развитии по типу дизонтогенеза

    На основе выделенных параметров В В Лебединский предлагает классификацию дизонтогенеза типов нарушений психического развития недоразвитие. Психическое недоразвитие типично проявляется при олигофрении пример. Задержанное развитие характеризуется замедлением темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной.

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исследование нервно-психической деятельности детей младшего дошкольного возраста

    Что будем делать с полученным материалом:

    Нервно-психическое развитие ребёнка раннего детского возраста

    Различают 4 этапа формирования психики ребенка .

    Первый этап - моторный . характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.

    Второй этап - сенсорный . продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

    Третий этап - аффективный . длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.

    Четвертый этап - идеаторный (12-14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.

    В отдельные периоды жизни повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней. Эти периоды называются кризисными.

    Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

    Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами . которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой — являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.

    С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

    Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок . Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифференцировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.

    С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных . или безусловных . рефлексов . К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

    Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы . обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

    В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов . В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы . указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

    Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов . на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.

    Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

    Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

    Источники:
    www.rutvet.ru, allrefs.net, spravka.komarovskiy.net, dity.peredusim.kiev.ua

    Следующие статьи:


    24 июня 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения

    Популярное:

  • Моргание глазами у детей комаровский (89)
  • Фимоз фото у детей фото (77)
  • Леп у ребенка комаровский (70)
  • Ребенок часто писает комаровский (67)
  • У ребенка покраснел уголок глаза (54)
  • Смегма у ребенка как избавиться (46)

  • Надавно добавленные материалы:

    Ангина у детей 8 лет

    Люголь имеет довольно специфический запах, и он очень неприятен на вкус из-за содержания йода. Сразу после применения горло

    Читать далее

    Тошнота и понос у ребенка 2 года

    С утра у ребенка (2 года) начался понос, несколько раз сходил. Температуры нет. Утром позавтракал с неохотой,

    Читать далее

    У ребенка 1 год заложен нос что делать

    Сильный насморк у годовалого ребенка явление распространенное, но, тем не менее, способное обернуться настоящей проблемой для всей семьи. Заложенный нос у малыша мешает спокойному сну, приводит

    Читать далее

    У ребенка сопли далеко в носу

    Содержание:Насморк в нашем обществе принято считать делом весьма обыденным, так сказать неприятным, но не болезненным состоянием. Как правило, тревожный симптом попросту игнорируется до появления

    Читать далее

    Температура при отитах у детей

    C 12 по 19 марта в форуме "Детское здоровье" на сайте Eva.Ru проходила онлайн-консультация по теме "Отит. Повышенная

    Читать далее

    У ребенка болит живот понос и рвота

    Вообще-то, при болях в животе есть общее правило:не давать ребенку обезболивающие препараты до осмотра врача,т.к. они могут "сгладить" симптомы острой хирургической

    Читать далее