Особенности памяти у детей с зпр


Особенности памяти у детей с зпр

Шахметова Динара Сапар али ызы

К.п.н. доцент

Университет «Туран-Астана»

Жусупекова Асемгуль Шаймуратовна

Магистрант университета «Туран-Астана»

особенности памяти у детей с зпр

Особенности развития памяти у детей с зпр

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения ЗПР. При правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.

Особенно значимым при ЗПР является нарушение кратковременной памяти, потому что именно этот вид памяти лежит в основе долговременной памяти. Кратковременная память у младших школьников с ЗПР нарушается, в частности, отмечается снижение объема памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала, повышенная тормозимость следов побочными интерферирующими воздействиями, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифровых рядов.

Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

При запоминании снижение познавательной активности проявляется в недостаточной эффективности использования времени, предназначенного для первоначальной ориентировки в задании, в необходимости постоянного побуждения извне к припоминанию, неумении применить приемы, облегчающие запоминание, в резко сниженном уровне самоконроля.

Специфические особенности памяти детей с ЗПР:

1. Снижение объема памяти и скорости запоминания

2. Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме

3. Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме

4. Преобладание наглядной памяти над словесной

5. Снижение произвольной памяти

6. Нарушение механической памяти.

В личностной сфере разные авторы отмечают следующие особенности ребенка с ЗПР:

Основные особенности развития слухоречевой памяти детей в норме и при ОВЗ, и прочих отклонениях.

Следует понимать, что наличие какого-либо дефекта не значит, что ребенок будет развиваться неправильно с общественной точки зрения. Просто дети с ограниченными возможностями нуждаются в коррекционном, специальном воспитании и обучении.

Нормальной ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игра. Однако, если у малыша наблюдается умственная отсталость (в тяжелой форме), данная деятельность у него не может развиваться. Ключевыми воспитательно-коррекционными задачами для таких детей становится формирование предметной деятельности, предпосылок к игре, обучение игровым действиям. С учетом характера имеющегося нарушения, некоторые дефекты могут преодолеваться полностью в ходе развития ребенка, его обучения и воспитания (сюда относятся дети 3-ей и 6-ой групп), другие дефекты только сглаживаются, а третьи – лишь компенсируются.

Характер и сложность нарушения определяют ключевые особенности формирования необходимых умений, знаний, навыков, кроме того при этом должны применяться разные формы педагогической деятельности с ним. К примеру, один ребенок, у которого имеются отклонения в развитии, способен овладеть только общеобразовательными, элементарными знаниями (чтение по слогам, написание простых предложений), а другой малыш будет относительно не ограничен в собственных возможностях (к примеру, ребенок с ЗПР либо слабослышащий). Структура дефекта также сказывается на практической деятельности детей. Нетипичные дети, например, в будущем смогут стать квалифицированными специалистами, а другим придется всю жизнь выполнять какую-либо низкоквалифицированную работу.

В дошкольном возрасте у детей развивается зрительная память, связанная с сохранением зрительных образом и их последующим воспроизведением. Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста (курсовая) проявляется тогда . когда ребенок сам ставит перед собой цель: сначала запомнить, а потом вспомнить. У дошкольника память развивается интенсивнее всего (в сравнении с прочими способностями), однако этим не нужно довольствоваться. Нужно стараться по максимуму развивать детскую память в тот период, когда этому способствуют все факторы. То есть развивать память ребенка нужно с самого раннего детства.

Существует полезная книга автора Черемошкина Л.В. - «Развитие памяти детей» . В данном уникальном учебном пособии содержится система упражнений и игр, которые помогают развиваться память. Основой работы является концепция мнемических способностей, разработанная непосредственным автором книги. Пособие включает в себя игры и упражнения, способствующие тренировке природной памяти, помогающие развить культурную память, позволяющие формировать способности управлять данными видами памяти.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Особенности детей с задержкой психического развития

06.01.2014 19:24 Ступа Наталья Александровна

Рейтинг: 0 / 5

Особенности памяти при задержке психического развития

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними. Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности.

В исследовании Т.В. Егоровой (1969) эта проблема была подвергнута специальному изучению. Одна из применявшихся в работе экспериментальных методик предусматривала использование задания, цель которого состояла в раскладывании картинок с изображениями предметов на группы в соответствии с начальной буквой названия этих предметов. Было выявлено, что дети с задержкой развития не только хуже воспроизводили словесный материал, но и тратили на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное отличие заключалось не столько в неординарной продуктивности ответов, сколько в разном отношении к поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимали попыток добиться более полного припоминания и редко применяли для этого вспомогательные приемы. В тех случаях, когда это все же происходило, зачастую наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на определенную букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву.

В исследовании Н.Г. Поддубной изучалась зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера материала и особенностей деятельности с ним у младших школьников с ЗПР. Испытуемые должны были устанавливать смысловые связи между единицами основного и дополнительного наборов слов и картинок (в разных комбинациях). Дети с ЗПР обнаружили затруднения при усвоении инструкции к сериям, требующим самостоятельного подбора существительных, подходящих по смыслу к предъявленным экспериментатором картинкам или словам. Многие дети не поняли задание, но стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. При этом они, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, не могли адекватно оценить свои возможности и были уверены, что знают, как выполнять задание. Выявились отчетливые различия как по продуктивности, так и по точности и устойчивости непроизвольного запоминания. Количество правильно воспроизводимого материала в норме было выше в 1,2 раза. Н.Г. Поддубная отмечает, что наглядный материал запоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является более действенной опорой. Автор указывает на то, что непроизвольная память у детей с ЗПР страдает не в такой мере, как произвольная, поэтому целесообразно ее широкое использование при их обучении. Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

Специфические особенности памяти детей с ЗПР:

-Снижение объема памяти и скорости запоминания,

-Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,

-Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,

особенности памяти у детей с зпр

-Преобладание наглядной памяти над словесной,

-Снижение произвольной памяти.

-Нарушение механической памяти.

Слухоречевая память - это образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста.

Слухоречевая память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

На протяжении длительного времени ученых привлекали процессы памяти и её свойства. Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. Изучением процессами памяти занимались такие ученые как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Г. Маклаков, Т. П. Зинченко и многие другие. Мы столкнулись с тем, что у учёных, занимающихся изучением проблемы слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития, различный взгляд на структуру и развитие памяти.

По В. В. Захарову слухоречевая память складывается не обособленно от остальных психических процессов, а во взаимодействии с ними. Система, в которой формируется память, будет меняться в течении возрастного развития детей, будет модифицироваться и её психологическое содержание.

В психологической науке накоплено огромное количество материалов по влиянию различных индивидуальных особенностей, окружающего мира на формирование слухоречевой памяти. Проблемой изучения особенностей слухоречевой памяти школьников с задержкой психического развития занимались ученые Т. В. Егорова, В. И. Лубовский, Т. А. Власова, В. Л. Подобед. М. С. Певзнер.

Т. А. Власова, М. С. Певзнер указывают на специфические особенности памяти детей с ЗПР: снижение объема памяти и скорости запоминания, непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме, механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме, преобладание наглядной памяти над словесной, снижение произвольной памяти, нарушение механической памяти.

Необходимо отметить, что слухоречевая память детей с задержкой психического развития формируется в процессе деятельности так же, как и у нормальных школьников. Но процессы запоминания, сохранения и воспроизведения у детей с задержкой психического развития имеют свои особенности.

На современном этапе развития младшего школьного образования наблюдаются негативные тенденции роста числа детей с задержкой психического развития, обусловленные, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, с другой стороны, недостаточным уровнем готовности специалистов школьных учреждений.

Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия он улавливает текущие звуковые события, настраивает свой слуховой аппарат в конкретной звуковой ситуации, находит источник звука, реагирует на изменения в звуковой среде. Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого. Слуховая память более долговременна. Итак, несмотря на постоянное совершенствование технических средств хранения для нас огромных объемов информации, отказаться от услуг собственной памяти мы не сможем никогда.

Но чтобы содержать слуховую память в полной боевой готовности, необходимы ежедневные тренировки нашей слуховой памяти. Кроме того, постоянная концентрация внимания является непременным условием при развитии слуховой памяти. Доказано, что слуховую память и слуховое внимание развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. Методично развивая свою слуховую память, можно достичь невероятных результатов - мгновенно запоминать услышанные мелодии, сказанные мысли. Процесс обучения, работы будет идти в несколько раз быстрее и эффективнее, если слуховая память развита.

Итак, развитая слуховая память - сверхмощное оружие, которое будет бесперебойно помогать при любых жизненных обстоятельствах.

В связи с этим нами было проведено исследование слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития.

В результате теоретического исследование мы рассмотрели понятие слуховая память, слухоречевую память под которой понимаем образную память, связанную с деятельностью слухового анализатора и направленную на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. рассмотрели её особенности в младшем школьном возрасте развивающихся в норме и детей с задержкой психического развития.

особенности памяти у детей с зпр

Для этого мы изучили и проанализировали литературу по теме исследования, подобрали методики диагностики слухоречевой памяти младших школьников с задержкой психического развития, отобрали детей с ЗПР и нормально развивающихся детей для экспериментального исследования, провели их обследование. С целью изучения слухоречевой памяти у младших школьников нами были подобраны следующие методики: 10 слов А. Р. Лурия, Долговременная память А. Р. Лурия, Парные ассоциации Запомни пару Н. А. Киселевой.

На этапе исследования по результатам диагностики кратковременной слуховой памяти младших школьников по методике 10 слов А. Р. Лурия было выявлено, что разные категории детей справляются с запоминанием по разному. Почти все дети из коррекционного класса справились с инструкцией, только у двух девочек возникли трудности с пониманием инструкции и воспроизведением услышанного материала. Нормально развивающиеся дети более предсказуемы, внимательнее, быстрее приспосабливаются к новым условиям, у них преобладает положительное настроение и положительная реакция на новый раздражитель. Чувствительность и активность дети с задержкой психического развития и детьми развивающихся в норме почти не отличаются друг от друга.

При анализе второй методики по исследованию долговременной памяти я пришла к следующим результатам: детям намного сложнее воспроизводить слова через несколько дней, уровень их запоминания ниже чем детям в норме.

Анализируя методику парные ассоциации Запомни пару с первого раза не все дети поняли инструкцию, но после повторного объяснения младшие школьники контрольной и экспериментальной групп показали хорошие результаты, почти не допуская ошибки.

В результате анализа полученных результатов исследования нам удалось выявить, что низкий объем кратковременной и оперативной слуховой памяти ведет к утере большей части воспринимаемого материала. Значит, необходимо обучать детей мнемическим приемам, позволяющим увеличить объем и время нахождения воспринятой информации в кратковременной и оперативной памяти и способствующих успешному переводу её в долговременную память.

Уровень развития даже элементарных форм смысловой (логической) памяти у детей испытуемой группы низок. Дети с задержкой психического развития могут устанавливать смысловые связи между предметами (картинками), но при запоминании и воспроизведении материала, наличие этих связей не играет решающего значения.

Подобранный пакет психодиагностических методик, направленный на изучение слухоречевой памяти детей с задержкой психического развития может быть использован в практической деятельности учителя-логопеда, социальных педагогов, психологов, учителей. Студенты могут использовать материал освещающий процессы слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития при прохождении педагогической практики, на практических и лабораторных занятиях.

Итак, на этапе эксперимента нами был определен уровень развития кратковременной и долговременной слухоречевой памяти дошкольников с задержкой психического развития. Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что при воспроизведении запоминаемых слов младшие школьники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу. Таким образом, коррекцию развития слухоречевой памяти возможно осуществлять посредством игр и упражнений направленных на развитие слухоречевой памяти у детей с ЗПР.

При обучении детей с ЗПР особую роль играют педагогические приемы, повышающие заинтересованность и познавательную активность учащихся. Использование набора из трех психологических методик с учетом данных клинического обследования позволяет не только диагностировать задержку психического развития, но и объективно оценить ведущий фактор в структуре интеллектуального дефекта, что имеет практическое значение для выбора адекватных коррекционных мероприятий.

Перейти к обсуждению работы

Источники:
www.rusnauka.com, womanjournal.org, ext.spb.ru, www.scienceforum.ru

Следующие статьи:


20 сентебря 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения

Популярное:

  • Церукал детям при рвоте дозировка (129)
  • Увеличены шейные лимфоузлы у ребенка форум (111)
  • Леп у ребенка комаровский (103)
  • Моргание глазами у детей комаровский (90)
  • Запор у ребенка 3 года комаровский (89)
  • Как остановить сопли у ребенка за 1 день (76)

  • Надавно добавленные материалы:

    Ангина у детей 8 лет

    Люголь имеет довольно специфический запах, и он очень неприятен на вкус из-за содержания йода. Сразу после применения горло

    Читать далее

    Тошнота и понос у ребенка 2 года

    С утра у ребенка (2 года) начался понос, несколько раз сходил. Температуры нет. Утром позавтракал с неохотой,

    Читать далее

    У ребенка 1 год заложен нос что делать

    Сильный насморк у годовалого ребенка явление распространенное, но, тем не менее, способное обернуться настоящей проблемой для всей семьи. Заложенный нос у малыша мешает спокойному сну, приводит

    Читать далее

    У ребенка сопли далеко в носу

    Содержание:Насморк в нашем обществе принято считать делом весьма обыденным, так сказать неприятным, но не болезненным состоянием. Как правило, тревожный симптом попросту игнорируется до появления

    Читать далее

    Температура при отитах у детей

    C 12 по 19 марта в форуме "Детское здоровье" на сайте Eva.Ru проходила онлайн-консультация по теме "Отит. Повышенная

    Читать далее

    У ребенка болит живот понос и рвота

    Вообще-то, при болях в животе есть общее правило:не давать ребенку обезболивающие препараты до осмотра врача,т.к. они могут "сгладить" симптомы острой хирургической

    Читать далее