Двигательные расстройства у детей

Двигательные расстройства у детей

Синдром двигательного нарушения у ребёнка. Причины появления и лечение

Содержание:

Читайте по теме:

Болезнь, при которой происходит нарушение двигательной активности малыша (может быть и в сторону спада, и в сторону повышения), наблюдается мышечная дистония и ослабление силы мышц, называется синдром двигательных нарушений у детей .

Чаще всего им страдают дети - груднички. Проявляется синдром, как правило, в возрасте двух-трёх месяцев.

Наиболее подвержены этому недугу малыши, перенесшие при рождении травму головного мозга или гипоксию. Если в зону повреждения попадает часть нервной системы, которая отвечает за движения, то и развиваются двигательные нарушения.

Причины появления

Одной из главных причин является неправильно сформированный опорно-двигательный аппарат.

Следующая причина - роды с осложнениями. Бывает, что во время родов акушерка, чтобы ускорить процесс, начинает выталкивать ребёнка, применяя силу. Это приводит к травмированию малыша и как результат - синдром двигательных нарушений у детей .

Если во время беременности или родов младенец перенёс гипоксию (недостаток кислорода во время беременности или родов) с последующей ишемией.

двигательные расстройства у детей

Ещё одна причина - если у плода или новорожденного ребёнка была инфекция нервной системы.

И наконец, если был вирус краснухи, токсоплазма и пр.

Симптомы болезни

  1. Основной симптом - слабая мышечная сила. Малыш не может самостоятельно держать головку, шею, ручки и ножки тоже ослаблены. Движения ребёнка происходят как бы в замедленном действии.
  2. У ребёнка наблюдается мышечная дистония - усиливается или напротив ослабевает тонус мышц.
  3. Малыш может принимать установочные патологические позы. Например, выгибание пальцев, приведение конечностей, невозможность сгибания нижних конечностей в тазобедренных и коленных суставах, разведение пальцев кисти.
  4. Также при наличии у грудного младенца синдрома двигательных нарушений отмечается однообразный и монотонный крик.
  5. У малыша очень бедная мимика. Совсем не такая, как у обычных здоровых детей.
  6. Существенно запаздывают зрительно-слуховые реакции.
  7. Улыбаться кроха с этим недугом тоже начинает гораздо позже. Если по нормам положено, чтобы ребёнок начал улыбаться в возрасте одного месяца, то у этих малышей первая улыбка появляется в трёхмесячном возрасте, а иногда и позже.
<
h3>Лечение синдрома

Возглавляют список наиболее эффективных методов лечения следующие методы: рефлексотерапия, лечебная физкультура, остеопатия и массаж.

Поскольку этот синдром тесно переплетается с другими нарушениями нервной системы, то ребёнок должен обязательно наблюдаться у невролога и пройти назначенное специалистом лечение .

Оказать значительное воздействие на неправильное развитие малыша способна остеопатия. Нарушения в работе нервной системы и опорно-двигательного аппарата возникают в результате преодоления родовых путей, родового стресса, родовой травмы или внутриутробной гипоксии.

Если у ребёнка наблюдается задержка развития и созревания нервной системы, то здесь самые лучшие результаты лечения показывает рефлексотерапия.

Детям с синдромом двигательных нарушений до года необходимо провести не меньше четырёх курсов массажа и лечебной физкультуры. Каждый курс включает в себя от 20 сеансов. Сеанс состоит из комплекса упражнений. Между курсами лечения родители сами продолжают делать массаж своему малышу.

При выполнении массажа можно использовать специальные мази, но только после согласования с врачом. Отдельное внимание необходимо уделить работе с ногами. Перед тем, как начать делать упражнения, желательно закутать ножки в шерстяную одежду, а после гимнастики можно сделать сапожки из парафина. Очень хорошо помогают ванночки, в которые добавляется отварной овёс. Продолжительность процедуры от 30 до 40 минут.

Врач должен провести специальную диагностику, помогающую наиболее точно определить, какие нарушения или задержки в формировании навыков есть у ребёнка: захват игрушки, равномерное удержание головки, переворачивание, поворот, ползанье, сидение, ходьба.

двигательные расстройства у детей

Иногда врач может назначить приём гомеопатических препаратов.

При синдроме двигательных нарушений необходимо давать малышу продукты, богатые на витамин В. Иногда витамины этой группы вводятся внутримышечно.

Простая профилактика

Можно ли укрепить неврологическое здоровье малыша в домашних условиях? Конечно можно.

Родителям необходимо предоставить своему карапузу полную свободу действий, но естественно с соблюдением всех необходимых мер предосторожности. Ребёнок должен самостоятельно изучать и познавать окружающий мир: трогать руками, смотреть глазами, пробовать на вкус.

Папе и маме нужно выделить малышу отдельную территорию, где не будет никаких запретов. На этой территории желательно окружить кроху яркими и доступными предметами.

Очень полезны для развития нервной системы ребёнка следующие мероприятия: ходьба босиком, занятия на фитболе (большом мяче), лёгкий массаж и гимнастика, как можно больше маминых прикосновений, пальчиковые игры, ходьба по ребристым коврикам, массаж ладошек рельефной поверхностью.

Абсолютно всем малышам без исключения показаны профилактические курсы общего массажа и общеукрепляющая гимнастика под контролем инструктора, имеющего опыт работы с детьми до года .

Как правильно проводить гимнастику?

Необходимо, чтобы малыш многократно повторял одно и то же упражнение. Так у него развивается двигательный стереотип. Ежедневно желательно изучать по 3-5 новых движений и каждое из них повторяется не меньше 25 раз.

Не допустимо, чтобы ребёнок лежал, как овощ, молча и спокойно наблюдая за происходящим. Маме и папе необходимо постоянно создавать такие ситуации, чтобы у крохи возникало желание потянуться за чем-то, что-то достать. Также нужно стимулировать и речевую деятельность.

Видео: Невроз -- причина в позвоночнике? Лечение невроза

версия для печати

Член Верховного Суда Potter Stewart в 1964 году, пытаясь дать определение "неприличному поведению", сказал ныне хорошо известную фразу "Сегодня я не буду пытаться дать определению сути материала, который предстоит рассмотреть, но я знаю что оно присутствует, когда я его вижу. " В некоторых отношениях сходный комментарий может быть дан и по поводу двигательных расстройств. Нарушения движения обычно определяется как дисфункция в достижении соответствующего направленного действия и в скорости направленного движения, дисфункция позы, наличие ненормальных непроизвольных движений, или проявление кажущееся нормальных движений в несоответствующее или не предполагаемое время. Ненормальности движений не связаны со слабостью или нарушением мышечного тонуса, но они могут сопровождаться слабостью или нарушением тонуса.

Конвенционально двигательные нарушения подразделяются на две основных категории. Первая это гиперкинетические двигательные расстройства, иногда обозначаемые как дизкинезии. Термин относится к ненормальным повторным непроизвольным движениям и определяет большинство нарушений движения детского возраста включая тик хорею/ballismus, дистонию, миоклонус, стереотипии и тремор. Вторая категория - это гипокинетические нарушения движения иногда рассматриваемые как акинетические/ригидные нарушения. Первичные двигательным нарушением в этой категории является паркинсонизм, проявляющийся первично во взрослом возрасте болезнью Parkinson или одной из многих форм вторичного паркинсонизма. Гипокинетические нарушения относительно редко встречаются в детском возрасте. Хотя атаксия, слабость и спастичность характеризуются моторными дис-функциями, однако по общему согласию эти единицы не были отнесены к "двигательным нарушениям". Этот обзор рассматривает дискинезии, так как они представляют основную проблему двигательных расстройств у детей.

Компоненты центральной нервной системы типично вовлекаемые в двигательные нарушения это базальные ганглии (caudata, putamen, globus pallidus, субталамическое ядро, substantia nigra) и фронтальный кортекс. Совершение тонких координированных движений предполагает мультифасеточную сеть различных участков мозга, включая базальные ганглии и фронтальный кортекс, а также таламус, мозжечок, спинной мозг, периферические нервы и мышцы. Важно сознавать, что контроль движений осуществляют множественные компоненты нервной системы так как детерминирущая причина часто зависит от локализации.

Сталкиваясь с двигательными нарушениями следует дать ответы на следующие вопросы.

двигательные расстройства у детей

· Является ли данный вид движений нормальным или ненормальным?

· Количество движений увеличено или снижено?

· Являются ли движения пароксизмальными (внезапное начало и завершение), повторяющимися (повторяющимися снова и снова) или продолжительными (без остановки)?

· Изменяется ли двигательное нарушение со временем?

· Модуляция двигательного нарушения определяется стимулами внешней среды или эмоциональным состоянием?

· Могут ли эти движения прекращаться произвольно (сознательно)?

· Предвещается ли ненормальное движение продромальным ощущением или побуждением?

· Являются ли данные обследования убедительными в отношении очагового нейрологического дефицита или системного заболевания?

· Содержит ли семейный анамнез упоминание о похожих или связанных состояниях?

· Исчезает ли двигательное нарушение во сне?

Перинатальные поражения ЦНС: синдром двигательных расстройств в периоде восстановления

Двигательные расстройства непременно формируются практически в половине случаев, когда неонатальная гипоксически-ишемическая энцефалопатия (НГИЭ) средней степени тяжести переходит в период восстановления. При этому у 70% пациентов формируется задержка психомтороного развития, а в 30% развивается эпилепсия.

Содержание

Почему возникают двигательные расстройства?

Двигательные расстройства связаны напрямую с онтогенетическими этапами развития двигательной коры.

На сегодняшний день для двигательных расстройств (ДР) у малышей грудного возраста специально не разработаны стандарты и алгоритмы клинико-лабораторной диагностики. В этой статье мы приведём систематизированные данные, которые непосредственно касаются данной проблемы.

Клиническая диагностика

У детей грудного возраста особенностью двигательных расстройств является гипотонические изменения при центральных парезах. Самым ранним клиническим проявлением ДР является нарушение психомоторного развития. Таким образом, очень важно отследить историю моторных навыков, тщательно собрать анамнестические данные, проследить своевременность затухания врождённых рефлексов.

Для начала нужно собрать перинатальный анамнез, который может быть связан с инфицированием во время беременности, с гипоксией, нарушениями токсико-метаболического характера. Обязательно узнать о проводимом ранее лечении и реабилитации, а также об её эффективности. В анамнезе стоит обратить внимание на данные шкалы Апгар ( плохой прогностический признак, если цифры менее 5 баллов), ИВЛ в остром периоде на срок более двух суток, сатурация кислородом крови менее 40 мм. рт. ст. судороги, неонатальный шок, угнетение сознания, кома. Могут также быть полезны и некоторые соматические симптомы: микро- или макроцефалия, более 3 стигм у ребёнка, летаргические состояния, рвоты, ангиоматозы, необычные запахи, пигментные аномалии.

При неэффективности терапии можно думать о дизгенезии мозга, хромосомном или генном синдроме. Прогрессирорвание двигательных расстройств способно подвести диагностику к роли нейрометаболического синдрома, как причины.

Когда врач проводит осмотр маленького пациента, необходимо обращать внимание на:

  • Ограничение движения в конечностях, изменение мышечного тонуса, нарушения рефлекторной деятельности. Эти моменты являются первичными неврологическими признаками
  • Нарушены движения глаз, появляется нистагм, нет фиксации взора. У доношенных детей сохраняются шейно-тонические и лабиринто-тонические рефлексы более 3 месяцев от рождения. Задерживаются цепные рефлексы. Эти симптомы называются вторичными критериями неврологической патологии
  • Двигательные расстройства в виде синдромов

    1. Гипотонический. Встречается наиболее часто у недоношенных детей, а также у пациентов с множественными инфарктами головного мозга. Этот синдром самостоятельно к полугоду трансформируется в спастический или атонически-астатический (объём движений снижен, сохранены минимальные моторные навыки, низкие рефлексы, мышечный тонус снижен)
    2. Спастический. Движения резко затруднены, тонус мышц повышен, мышечная сила снижена, клонус стоп, синкинезии и контрактуры, гиперрефлексия
    3. Дистонический. Тонус мышц повышается при перемене положения тела. Это возникает из-за сохранения шейных-тонических и лабиринтных рефлексов. Часто протекает параллельно со спастическим синдромом
    4. Гиперкинетический. Дистонии и атетоз, возникающие в возрасте 3-5 месяцев. Дебют связан с миелинизацией волокон стриарной системы. При двойном атетозе первое появление гиперкинезов наступает уже на первом месяце жизни
    5. Восковая ригидность. Повышение тонуса мышц по пластическому типу, застывания в нефизиологичных позах, равномерное сопротивление при пассивных движениях, активные движения медленные.

    Помимо данных синдромов существуют декортикации, которые встречаются при тяжёлых НГИЭ:

    1. Опистотонус. Спастический тип повышения тонуса мышц. Спина и шея в момент опистотонуса резко разгибаются
    2. Шейный радикулярный синдром. Возникает при родовой травме и проявляется ригидностью мышц затылка с лёгким приподниманием плеч и лопаток
    3. Синдром «гибкого ребёнка», или «вялого ребёнка». Проявляется при спинальной амиотрофии, органических ацидуриях, родовой травме, аплазии мозжечка. Симптомами является разведение ног, рагибание рук, отсутствие флексорной реакции на разгибание руки. Если ребёнка взять в руки и поднять, голова и конечности свешиваются, как плети
    4. Доброкачественные моторные феномены. При вертикализации ребёнка происходит развитие дистонической реакции стоп на опору. Длится реакция около 1-3 минут, после чего стопа выводится. Также сохраняется повышение флексорного тонуса сгибателей коленных и локтевых суставов до 4 месяцев жизни.

    Двигательные расстройства оцениваются проводят в соответствии с календарём критических сроков в 1,3,6,9 и 12 месяцы жизни. Существует стандарт психомоторных навыков, по которому и оценивается развитие ребёнка.

    Лёгкой степенью нарушения моторного развития считается отклонение от календаря не более чем на 3 месяца от 3 месяцев до полугода является нарушением средней степени тяжести. Средняя степень тяжести бывает в основном у пациентов с лейкомаляцией, перенёсших менингит, генных синдромах, эпилепсии. Более 6 месяцев отставания в развитии переводит ребёнка в группу тяжёлых нарушении психомоторного развития (ПМР). Эта степень соответствует таким заболеваниям, как врождённый гипотиреоз, лейкодистрофия, нарушение обмена органических кислот, некротическая энцефалопатия, внутриутробный энцефалит.

    Лабораторно-инструментальная диагностика

    Существует несколько методов, которые разделяются на подметоды. Сначала поговорим о нейрофизиологических методах:

  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) с картированием в зависимости от расположения. С помощью этого метода можно проследить за развитием ЭЭГ ритмов. Дельта-активность исчезает с 2-месячного возраста и в это же время появляются сонные веретена
  • Для определения слуха у малыша используется метод вызова слуховых потенциалов
  • Состояние зрительного анализатора помогают определить зрительные вызванные потенциалы
  • Нарушения нервной проводимости в мышцах выявляется при проведении электронейромиографии.
  • Из методов нейровизуализации основным является нейросонография, которая может выявить субкортикальный некроз, перивентрикулярную лейкомаляцию, грыжу спинного мозга. Помимо нейросонографии используется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография. С их помощью можно диагностировать аномалии развития структур головного мозга, проявления энцефалита.

    Лабораторные методики достаточно разнообразны:

  • Уремический аминокислотный тест на гистидинемию, фенилкетонурию, гипераланинемию, глицинемию, органические кислоты и т.д.
  • Анализы на наличие внутриутробной инфекции, тесты лейкодистрофии, тиреоидные гормоны
  • Цитогенетические исследования. Показаниями к даннойму методу являются дисморфии (наличие стигм более 3), микроцефалия, повторные мертворождения, отставание умственного развития.
  • Двигательные расстройства и нарушения ПМР: лечебные мероприятия

    Для терапии применяются медикаментозные препараты и физиотерапевтические методы. Кинезотерапия зарекомендовала себя очень неплохо. Методика заключается в том, что в течение 21 дня у детей с гемипарезом по 6 часов производят пассивные движения в поражённых конечностях. В дополнению к данному способу добавляется массаж, сухой бассейн, лазеротерапия, лечебная гимнастика.

    Лекарственные препараты для лечения двигательных расстройств:

  • Пиритинол в дозировке 100 мг в день 2-3 месяца с постепенным подбором дозы
  • Церебролизин по 1-2 мл внутримышечно 1 месяц
  • Актовегин 0,5-1 мл внутримышечно на 20 приёмов
  • Леводопа и карбидопа в комбинации друг с другом по 0,05-0,1 мг на кг веса в течение 2-3 месяцев
  • Толперизон по 5 мг на кг 2 раза в день
  • Кальция гопантетонат по 125-500 мг в сутки в течение 1-4 месяцев
  • При атетозе и дистонии клоназепам 0,005-0,01 мг на кг
  • Дифенин по 5 мг/кг в сутки при опистотонусе.
  • Те двигательные нарушения, которые возникают в восстановительном периоде НГИЭ, являются стойкими и должны выявляться на ранних этапах, а также адекватно лечиться. Только в этом случае можно достичь положительных результатов в борьбе с этой проблемой.

    Поделиться в соц. сетях

    Синдром двигательных нарушений

    Возникает у детей перенесших гипоксию, родовые травмы головного мозга. Если оказывается повреждена часть нервной системы, отвечающая за движения — то возникает этот синдром.

    Двигательные нарушения могут быть представлены следующими синдромами:

    1.Синдром мышечной гипотонии один из наиболее часто обнаруживаемых синдромов у новорожденных и грудных детей. Она может быть выражена с рождения, как это бывает при врожденных формах нервно-мышечных заболеваний, асфиксии, внутричерепной и спинальной родовой травме, поражении периферической нервной системы . некоторых наследственных нарушениях обмена веществ, у детей с врожденным или рано приобретенным слабоумием, хромосомных синдромах.

    В то же время гипотония может появиться или стать более выраженной в любой возрастной период. Мышечная гипотония . выраженная с рождения, может трансформироваться в нормальный мышечный тонус, в мышечную дистонию, гипертонусили оставаться ведущим симптомом на протяжении всего первого года жизни.

    2.Отставание и задержка психомоторного развития при мышечной гипотонии.

    Если синдром мышечной гипотонии нерезко выражен и не сочетается с другими неврологическими нарушениями, он, либо не оказывает влияния на возрастное развитие ребенка, либо вызывает запаздывание моторного развития, чаще во втором полугодии жизни. Отставание идет неравномерно, задерживаются более сложные двигательные функции, требующие для своего осуществления согласованной деятельности многих мышечных групп. Так, посаженный ребенок 9 месяцев сидит, а самостоятельно сесть не может. Такие дети позже начинают ходить, и период хождения с поддержкой задерживается надолго.

    Ярко выраженный синдром мышечной гипотонии оказывает существенное влияние на задержку моторного развития.Задержка моторного развития, в свою очередь, становится причиной особенностей формирования психических функций. Например, отсутствие возможности произвольного захвата предмета приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации, манипулятивной деятельности. Поскольку мышечная гипотония часто сочетается с другими неврологическими нарушениями (судороги, гидроцефалия . парезы черепных нервов), это оказывает осложняющее воздействие.

    1. Атонически–астатический синдром - значительное симметричное ограничение обьема движений во всех конечностях, низкий мышечный тонус, низкие рефлексы, минимальные моторные навыки, сочетание с тяжелой формой нарушения психомоторного развития)
    2. Спастический синдром (синдром мышечной гипертонии ) – снижение объема движений, мышечной силы, повышение мышечного тонуса, гиперрефлексия, клонус стоп, контрактуры, синкинезии, часто сочетается с дистонией . Если синдром мышечной гипертонии выражен нерезко, его влияние на развитие статических и локомоторных функций может проявиться в их легкой задержке на различных этапах первого года жизни. В зависимости от того, в каких мышечных группах больше повышен тонус, будет запаздывать дифференциация и окончательное закрепление определенных двигательных навыков. 
    3. Так, при повышении мышечного тонуса в руках отмечают задержку развития направления рук к объекту, захвата игрушки, манипулирования предметами. Особенно нарушается развитие хватательной способности рук. Наряду с тем, что ребенок позже начинает брать игрушку, у него длительное время сохраняется ульнарный захват, или захват всей кистью. Захват пальцами (пинцетный захват) формируется медленно, а иногда требует дополнительной стимуляции.

      Может задерживаться развитие защитной функции рук, тогда запаздывают соответственно и реакции равновесия в положении на животе, сидя, стоя и при ходьбе. При повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног и самостоятельного стояния. Дети неохотно встают на ноги, предпочитают ползать, на опоре становятся на пальчики (на цыпочках) - это очень плохо.

    4. Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности (поза децеребрационной ригидности), когда практически невозможны какие-либо движения.
    5. Дистонический синдром (мышечная дистония ) – повышение тонуса связано с изменением положения тела, в основном смена горизонтального на вертикальное, что связано с паттерном шейных и лабиринтных тонических рефлексов сочетается с проявлением спастического синдрома.
    6. Гиперкинетический синдром – атетоз и дистонии, которые дебютируют в 3–5 месяцев, что связано, вероятно, с миелинизацией стриарной системы к первому полугодию жизни. У больных синдромом «двойной атетоз» гиперкинезы дебютируют на первом месяце жизни.
    7. Опистотонус – повышение мышечного тонуса по спастическому типу, проявляющееся в резком разгибании спины и шеи.
    8. Шейный радикулярный синдром – характерный симптом цервикальной родовой травмы . проявляющийся ригидностью затылочных мышц иногда с приподниманием плечевого пояса.
    9. Синдром «гибкого ребенка», «вялого ребенка» – наблюдается у больных спинальной амиотрофией, родовой травме . органических ацидуриях, аплазии мозжечка. Ноги полностью разведены, руки разогнуты, отсутствует флексорная реакция на тракцию за руки, при вертикальном и горизонтальном подвешивании голова и конечности ребенка свисают вниз
    10. Лечение

      На первом месте по эффективности стоят такие методы как остеопатия . рефлексотерапия . массаж и лечебная физкультура .

      Так как обычно синдром сочетается с другими нарушениями нервной системы, необходимо наблюдение и лечение у невролога.

    11. Остеопатия способна значительно повлиять на нарушенное развитие ребенка. После родового стресса, преодоления родовых путей, внутриутробной гипоксии . родовой травмы возникают различного рода нарушения нервной системы и опорно-двигательного аппарата детей. Рекомендуем ознакомиться со статьей: Остеопатия для малышей .
    12. Рефлексотерапия дает впечатляющие результаты когда присутствует задержка развития и созревания нервной системы.

      Массаж и лечебная физкультура . Таким детям необходимо провести не менее 4 курсов в теченеи первого года жизни продолжительностью от 20 сеансов, в промежутке между лечебными курсами нужно продолжать делать массаж самим родителям. Во время сеанса проводится комплекс упражнений. Желательно чтобы врачом была проведена Войта - диагностика и определены нарушения или задержки формирования таких навыков как равномерное удержание головки, захват игрушки, поворот, переворачивание, сидение, ползание, ходьба.

      Источники:
      girafejournal.com, www.esus.ru, sovdok.ru, nitarostov.ru

      Следующие статьи:

    13. 29 марта 2024 года

      Комментариев пока нет!
      Ваше имя *
      Ваш Email *

      Сумма цифр справа: код подтверждения

      Популярное:

    14. Увеличены шейные лимфоузлы у ребенка форум (100)
    15. Скрытая пневмония у детей форум (30)
    16. Признаки аллергии у детей 3 лет (18)
    17. Болезнь шляттера у детей наколенник (16)
    18. Температура и отрыжка у ребенка (11)
    19. Почему у ребенка увеличена печень в 2 года (9)

    20. Надавно добавленные материалы:

      Ангина у детей 8 лет

      Люголь имеет довольно специфический запах, и он очень неприятен на вкус из-за содержания йода. Сразу после применения горло

      Читать далее

      Тошнота и понос у ребенка 2 года

      С утра у ребенка (2 года) начался понос, несколько раз сходил. Температуры нет. Утром позавтракал с неохотой,

      Читать далее

      У ребенка 1 год заложен нос что делать

      Сильный насморк у годовалого ребенка явление распространенное, но, тем не менее, способное обернуться настоящей проблемой для всей семьи. Заложенный нос у малыша мешает спокойному сну, приводит

      Читать далее

      У ребенка сопли далеко в носу

      Содержание:Насморк в нашем обществе принято считать делом весьма обыденным, так сказать неприятным, но не болезненным состоянием. Как правило, тревожный симптом попросту игнорируется до появления

      Читать далее

      Температура при отитах у детей

      C 12 по 19 марта в форуме "Детское здоровье" на сайте Eva.Ru проходила онлайн-консультация по теме "Отит. Повышенная

      Читать далее

      У ребенка болит живот понос и рвота

      Вообще-то, при болях в животе есть общее правило:не давать ребенку обезболивающие препараты до осмотра врача,т.к. они могут "сгладить" симптомы острой хирургической

      Читать далее