Оценка нервно психического развития детей первого года жизни


ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.

Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья.

При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Длина тела. Показатель длины тела является наиболее стабильным по сравнению с другими показателями физического развития. Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка (табл. 1 ).

Таблица 1. Прибавка длины и массы тела у детей первого года жизни

Оценка физического и нервно-психического развития детей первых трех лет жизни по данным г. Еревана

Ключевые слова: дети, первые три года года жизни, показатели здоровья, физическое развитие, нервно-психическое развитие

В переходном периоде социально-экономического развития, который переживает Республика Армения, наблюдается значительное снижение уровня жизни населения. В этих условиях в первую очередь страдают дети первых трех лет жизни, которые, как известно, среди всех возрастных групп детского населения являются наиболее восприимчивыми к вредным воздействиям различных факторов.

Дети именно этой возрастной группы в значительной степени определяют уровень детской смертности, заболеваемости, контингент часто и длительно болеющих детей, низкий индекс здоровья, отклонения в физическом и нервно-психическом развитии [1,3].

В настоящей работе приведены отдельные фрагменты наших исследований по изучению некоторых показателей состояния здоровья детей первых трех лет жизни в г. Ереване.

Материал и методы

Сведения о физическом и нервно-психическом развитии детей были получены посредством выкопировки данных из медицинской документации трех детских поликлиник г. Еревана, расположенных в различных районах города: в Кентроне и Норк-Мараше, в Шенгавите и Юго-западном массиве. В разработку вошли 840 детей 1999 г. рождения, постоянно проживающих в г.Ереване.

Возрастная группировка детей и последующая оценка их физического развития осуществлялись согласно общепринятой методике антропометрических измерений [5]. Определялись длина и масса тела.

Оценка уровня физического развития детей изученной группы была проведена центильным методом, по схеме, предложенной Барановым А.А. Кучмой В.Р. [2]. Все дети были разделены на три группы: а) с нормальным физическим развитием б) относящиеся к группе риска в) с отклонениями в физическом развитии. К группе детей, имеющих нормальное физическое развитие, были отнесены дети с показателями, относящимися к 4 и 5 центильным интервалам, а также дети, имеющие повышенную или пониженную длину тела (3 и 6 интервалы) при средней массе тела (4 и 5 центильные интервалы номограммы). Дети, показатели физического развития которых оценивались по 2 или 7 центильным интервалам, отнесены в группу риска. Отклонениями в физическом развитии считалось нахождение соматометрических признаков в 1 и 8 интервалах.

оценка нервно психического развития детей первого года жизни

Нервно-психическое развитие оценивалось по методике, разработанной Пантюхиной Г.В. и Печорой К.Л. [4]. При этом все дети были разделены на 4 группы. К первой группе нервно-психического развития были отнесены дети, имеющие нормальное развитие, т.е. когда все показатели соответствовали календарному возрасту или имело место опережение в развитии вторую-составили дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок третью - дети с более глубокой задержкой - на два эпикризных срока четвертую группу - с еще большей задержкой - на три эпикризных срока.

Результаты и обсуждение

Согласно нашим данным, 74,9% новорожденных детей имели нормальное физическое развитие, 18,7 % - были отнесены в группу риска и остальные 6,4% имели отклонения в физическом развитии.

К концу первого года жизни удельный вес детей, имеющих нормальное физическое развитие составил 74,2% (табл. 1). В двухлетнем возрасте удельный вес детей с нормальным физическим развитием уменьшился до 61,7% (p&lsaquo 0,05) (табл. 2) в основном за счет увеличения доли детей как со сниженной длиной тела при нормальной массе, так и со сниженной массой тела при нормальном росте, а также детей с низким ростом и низким ростом и массой тела (p&lsaquo 0,05). К трехлетнему возрасту удельный вес детей с нормальным физическим развитием составил 62,3% (табл. 3). Разница между 2-м и 3-м годами жизни статистически не достоверна.

оценка нервно психического развития детей первого года жизни

Удельный вес детей первых трех лет жизни, имеющих отклонения в физическом развитии, наименьший на первом году жизни - 8,4%, наибольший на втором году - 13,8%, к третьему году он несколько снижается, составляя 11,5%. Разница статистически достоверна только между первым и вторым, первым и третьим годами жизни (p&lsaquo 0,05). Среди детей с отклонениями в физическом развитии превалируют дети с высокой массой тела. Их удельный вес на первом году жизни составлял 4,6%, на втором - 4,8% и на третьем - 4,5%. Второе место в структуре отклонений в физическом развитии занимали: на первом году жизни - дети с низкой массой тела (1,7%), на втором году - дети с низкой длиной тела (3,8%), на третьем - дети с низкой массой (2,9%). Следует отметить, что на втором году жизни мальчиков с низкой длиной тела было больше, чем девочек (p&lsaquo0,01). На третьем году жизни удельный вес девочек с низкой массой тела был достоверно ниже, чем мальчиков (p&lsaquo0,01).

Уровень физического развития годовалых детей

изученной группы

Группу риска составили 17,4% детей первого года жизни, 24,5% - второго и 26,2% детей третьего года жизни. На первом году жизни группа риска складывалась в основном из детей, имевших повышенную массу тела (8,2%), на втором году жизни - из детей со сниженной массой тела (12,2%) и сниженной длиной тела (9,2%) и на третьем - из детей со сниженной длиной тела (13,4%) и сниженной массой тела (7,7%). Следует отметить, что на первом году жизни девочек со сниженной длиной тела было достоверно больше, чем мальчиков (p&lsaquo0,05).

Таблица 7

Показатели нервно-психического развития пятого года жизни.

Окончание табл. 7

Таблица 8

Показатели нервно-психического развития шестого года жизни.

Во внутриутробном периоде уже развита тактильная чувствительность, которая имеется у плода к концу 9-й недели жизни, на поступление тактильной информации поверхность тела плода проявляет себя уже на 14-й неделе жизни, к четвертому месяцу внутриутробной жизни плод слышит и вздрагивает при громких звуках.

В периоде новорожденности ребенок большую часть времени спит. Связь с внешним миром вначале происходит за счет выраженных безусловных рефлексов:

1) пищевых - сосательного, хоботкового и др.

2) опоры - при поддержке подмышек стоит на всей стопе

3) опоры автоматической ходьбы - переступает

4) рефлекса ползания - отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается

5) хватательного - сжимает палец, прикоснувшийся к ладони.

Первым условным рефлексом является рефлекс на подготовку к кормлению. Зрительное сосредоточение появляется у грудных детей на первом месяце жизни, ребенок фиксирует взгляд на 3-й неделе жизни. У него совершенствуются тактильный, вестибулярный анализаторы.

Ребенок держит голову, тянется руками к предметам. У ребенка исчезает гипертонус мышц, угасает часть врожденных рефлексов: автоматической ходьбы, ползания, опоры, хватательного. Быстро формируются рефлексы со зрительным и слуховым анализаторами. У ребенка отмечаются двигательная активность, улыбка, гуление. Начинает формироваться интеллектуальное развитие, ребенок тянет руку к игрушкам. Период бодрствования увеличивается, время сна сокращается с 18 до 15 ч.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, выполняет простейшие задания. Днем спит дважды, сон укорачивается до 14-16 ч. Садится сам, ползает, а затем стоит, ходит с поддержкой, а затем самостоятельно. Начинает формироваться вторая сигнальная система, формируется высшая нервная деятельность ребенка. Начинает развиваться речь. Ребенок сначала произносит слоги, а затем - и двусложные слова.

На втором году жизни словарный запас составляет до 300 слов. Он самостоятельно ест, умеет одеваться.

На 3-6-м году жизни совершенствуются двигательные умения. Ребенок рисует прямые линии, окружности.

По Керну-Ирасеку производится оценка школьной зрелости.

Ребенок по данному тесту должен нарисовать человека со всеми частями тела: голова, туловище, конечности, волосы, уши на лице должны быть обозначены глаза, рот, нос, на руке - пять пальцев. Он должен уметь срисовать группы точек - семь точек диаметром 1 мм с расстоянием между ними 1 см, срисовать фразу Он ел суп с учетом вертикального размера букв образца - 1 см, заглавной - 1,5 см. Оценка теста проводится по пятибалльной системе: 1 балл - наилучшая, 5 баллов - наихудшая.

В возрасте 4-6 лет совершенствуется речь, ребенок хорошо понимает смысл речи, использует многословные фразы, обобщения нескольких групп предметов. Хорошо развита игровая деятельность ребенка. Ребенок играет со взрослыми, обеспечивает уход за собой. Воспринимая окружающее, создает многочисленные фантазии.

Стабильный эмоциональный фон формируется в 7-10 лет. Ребенок становится независимым, у него появляются эмоциональные привязанности, эстетические представления, начинает формироваться чувство долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела.

В возрасте 11-12 лет начинается половое созревание, которое определяет поведенческие особенности, общение детей друг с другом и окружающими. Ребенок хочет быть независимым. У него формируется собственное я .

Формирование познавательной функции ребенка оценивается по степени его психомоторного развития в различные возрастные периоды:

1) в 2 месяца ребенок начинает улыбаться

2) в 4 месяца узнает маму

3) в 6 месяцев поворачивает голову к движущемуся предмету

4) в 1 год ищет спрятанный предмет учится играть с игрушками

5) в 3 года знает свое полное имя

6) в 4 года умеет считать

7) в 5 лет знает дату своего рождения, домашний телефон, адрес.

Существует масса таблиц для определения соответствия возрасту определенных навыков. Если ребенок не владеет навыками возрастной группы, говорят о дисгармоничном развитии. Если отмечается отставание более чем на два интервала, говорят об отставании психомоторного развития, на три - о задержке психомоторного развития, а если опережает на три интервала, констатируют опережение психомоторного развития (см. табл. 9).

Таблица 9

Сроки и параметры психометрии у детей первых 3 лет жизни (под редакцией М. Ф. Резниковой, 2007 г.)

Окончание табл. 9

Примечания: Г - грамматика, В - вопросы, О - одевание, К - кормление, Ф - восприятие формы, Цв - восприятие цвета, * - показатель, проверяемый в дошкольных учреждениях (детском саду, доме ребенка, а в некоторых ситуациях - и в семье).

Оценка психомоторного развития проводится в установленные сроки: на первом году жизни ребенка - ежемесячно, на втором - 1 раз в квартал, на третьем - 1 раз в полугодие (см. табл. 10).

Таблица 10

Качественная и количественная оценка НПР у детей (К. Л. Печора, 1978 г.)

Примечания: диапазон между показателями, равный одному эпикризному сроку (фиксированные возрастные интервалы), свидетельствует о дисгармоничном развитии составляющий 2 и более эпикризных срока - о резко дисгармоничном развитии. При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. В заключении отмечают соответствие, опережение или отставание.

Для определения групп развития необходимо:

1) знать показатель, соответствующий возрасту по таблице

2) если указанного умения нет, определять возрастную группу, где он имеется, пропуская возрастные сроки, пока не определится необходимый показатель

3) при задержке развития отыскивать показатель с низким уровнем и определять группу развития 1, 2, 3, 4, 5.

Кроме этого, определяется равномерная или неравномерная задержка развития. В случае равномерного опережения определяется темп развития.

Аннотация

В лекции рассматриваются сроки и методы оценки нервно-психического развития недоношенных детей на первом году жизни. Развитие недоношенных подчиняется особым закономерностям и зависит от гестационного срока и имеющейся перинатальной патологии. Для оценки нервно-психического развития могут быть использованы различные шкалы, а также ситуационные проверочные задания. Важной концепцией «последующего» неврологического наблюдения является учет откорригированного возраста ребенка. Основным критерием психоневрологического здоровья является постепенное поступательное развитие моторных, речевых и познавательных навыков.

Abstract 2013 year, VAK speciality - 14.00.00, author - Stepanova Olga Aleksandrovna

Похожие темы

Текст

научной работы на тему "ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ". Научная статья по специальности "Медицина и здравоохранение"

УДК 616-053.32

оценка нервно-психического развития недоношенных детей на первом году жизни

ОльгА Александровна степановА, канд. мед. наук, доцент кафедры педиатрии и неонатологии ГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» Минздрава РФ, тел. (843) 562-52-66 e-mail: kafped@yandex.ru

Реферат. В лекции рассматриваются сроки и методы оценки нервно-психического развития недоношенных детей на первом году жизни. Развитие недоношенных подчиняется особым закономерностям и зависит от гестационного срока и имеющейся перинатальной патологии. Для оценки нервно-психического развития могут быть использованы различные шкалы, а также ситуационные проверочные задания. Важной концепцией «последующего» неврологического наблюдения является учет откорригированного возраста ребенка. Основным критерием психоневрологического здоровья является постепенное поступательное развитие моторных, речевых и познавательных навыков.

Ключевые слова: недоношенные дети, нервно-психическое развитие.

EvALuATioN NEuRopsYcHoLoGicAL development of premature infants iN the first year

o.a. stepanova

Abstract. The lecture discusses the timing and methods for neurodevelopmental assessment of premature infants in the first year of life. The development is subject to special laws premature and depends on the gestational age and the existing perinatal pathology. To assess neuropsychological development can be used different scales, as well as situational validation tasks. An important concept of neurodevelopmental follow-up is the account of corrected age. The main criterion of the neurological health is gradual progressive development of motor, speech and cognitive skills. Key words: premature babies, neurological development.

Недоношенные дети являются группой максимального риска по формированию тяжелой патологии, в том числе неврологической, приводящей к инвалидности. У значительной части этих детей отмечаются различные неврологические, сенсорные и соматотропные нарушения. Часть недоношенных детей имеет более высокий риск формирования детского церебрального паралича (ДЦП) и задержки умственного развития. Все недоношенные дети имеют высокий риск развития минимальной мозговой дисфункции (ММД), включая расстройства речи, зрения, способности к концентрации и трудности в обучении [2]. Большое значение при этом имеет ранняя диагностика неврологической патологии и нарушений нервно-психического развития с целью разработки адекватной тактики терапии и реабилитации.

Оценка и понятие развития во все остальные периоды жизни ребенка определяют дифференцированный уровень реализаций возможностей мозга. На первом году жизни это, прежде всего, формирование возможностей, а значит любое новое умение, которое приобретает ребенок, и есть функция его психоневрологического здоровья. Другими словами, поступательное психомоторное развитие ребенка в соответствии с ежемесячными нормативами приобретения навыков может служить главным критерием здоровья любого ребенка на первом году жизни. Это относится и к недоношенным детям. Наблюдение недоношенных детей с различной патологией в течение первых лет жизни убеждает в том, что в целом становление психомоторных функций недоношенного ребенка соответствует этапам развития доношенных детей, но сроки появления подчинены другим закономерностям и связаны с уровнем морфофункциональной незрелости, гестационным возрастом и степенью перинатального

повреждения. В то же время именно поступательное развитие ребенка может быть критерием его здоровья и правильной абилитации [2, 4].

Для правильной оценки соответствия неврологического статуса истинной зрелости недоношенного ребенка используется понятие «постконцептуальный возраст» — предполагаемый общий (гестационный плюс постнатальный) возраст в неделях от начала последнего менструального цикла матери. После рождения оценка нервно-психического развития ребенка, родившегося недоношенным, проводится с учетом откорригированного возраста — из календарного постнатального возраста необходимо вычесть количество недель, недостающее до доношенного срока беременности [7].

Оценка нервно-психического развития ребенка включает в себя как неврологическое исследование (некоторых рефлекторных ответов), так и определение его способности взаимодействовать со своим окружением, т.е. выявление поведенческих реакций. Отклонения от установленных параметров указывают на нарушения развития, а утрата умений свидетельствует о дегенеративных процессах [3].

Динамика и сроки становления основных безусловных рефлексов представлены в табл. 1 [6].

Для своевременного выявления гипертензионно-гидроцефального синдрома необходимо контролировать динамику прироста окружности головы. У недоношенных прирост окружности головы (ОГ) составляет [1]:

оценка нервно психического развития детей первого года жизни

• за 1-й мес — 4 см

• 2-й мес — 3 см

• 3-й мес — 2,5 см

• 3—6-й мес — 1,5 см/мес

• 6—9-й мес — 1 см/мес

• 9—12-й мес — 0,5 см/мес.

Источники:
www.dmytrenko.in.ua, www.med-practic.com, bookitut.ru, cyberleninka.ru

Следующие статьи:


26 апреля 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения

Популярное:

  • Леп у ребенка комаровский (90)
  • Смегма у ребенка как избавиться (59)
  • Русский язык как иностранный для детей (50)
  • Ребенок часто писает комаровский (42)
  • Рахит у детей 5 лет симптомы (37)
  • Как остановить сопли у ребенка за 1 день (29)

  • Надавно добавленные материалы:

    Ангина у детей 8 лет

    Люголь имеет довольно специфический запах, и он очень неприятен на вкус из-за содержания йода. Сразу после применения горло

    Читать далее

    Тошнота и понос у ребенка 2 года

    С утра у ребенка (2 года) начался понос, несколько раз сходил. Температуры нет. Утром позавтракал с неохотой,

    Читать далее

    У ребенка 1 год заложен нос что делать

    Сильный насморк у годовалого ребенка явление распространенное, но, тем не менее, способное обернуться настоящей проблемой для всей семьи. Заложенный нос у малыша мешает спокойному сну, приводит

    Читать далее

    У ребенка сопли далеко в носу

    Содержание:Насморк в нашем обществе принято считать делом весьма обыденным, так сказать неприятным, но не болезненным состоянием. Как правило, тревожный симптом попросту игнорируется до появления

    Читать далее

    Температура при отитах у детей

    C 12 по 19 марта в форуме "Детское здоровье" на сайте Eva.Ru проходила онлайн-консультация по теме "Отит. Повышенная

    Читать далее

    У ребенка болит живот понос и рвота

    Вообще-то, при болях в животе есть общее правило:не давать ребенку обезболивающие препараты до осмотра врача,т.к. они могут "сгладить" симптомы острой хирургической

    Читать далее