Психосоматические расстройства у детей


Психосоматические расстройства у детей

Психосоматические соотношения это проблема не сегодняшнего дня и не только медицинская и социальная проблема. В широком смысле этого слова – это проблема существования человека. По существу, психосоматические расстройства - это большой круг расстройств, объединяющие в себе и депрессивные расстройства с соматическими нарушениями, и различные психические расстройства, включающие, в той или иной мере, соматические, которые, на каком-то этапе заболевания, преобладают и расцениваются как просто соматические без связи или в связи с психическими нарушениями.

Изучавшие новорожденных психоаналитики отметили, что они очень чутко реагируют на эмоциональное состояние родителей (матери). Если мать тревожна, беспокойна, раздражена, то ребенок отказывается принимать грудь. Если мать уходит из поля зрения ребенка на продолжительное время, то он начинает беспокоиться, и свое неудовольствие проявляет криком и плачем. M.E.Fries (1945) отмечает, что тревога связана со специфическими физиологическими функциями, ведущими позже к дисфункции, имеет своей основой взаимоотношения с матерью. Если ребенок брошен, то его ощущения и эмоциональные проявления имеют явно негативный характер. Изучавших оторванных от матерей детей J.Bowlby (1961), отмечает, что ребенок проходит при этом три стадии. 1-ая стадия - протеста (крик, плач), 2-ая стадия - отчаянья и 3-ая стадия - отрешенности. R.Spitz (1946) описал, так называемую, анаклитическую депрессию у детей раннего возраста как проявление госпитализма. Для того времени было характерно, что у многих детей в домах ребенка на первом году жизни отмечались депрессивные расстройства. Эти дети отказывались от еды, теряли в весе, развивалась дистрофия, которая приводила к смерти ребенка. Взаимоотношение матери и ребенка (комплекс «мать-дитя») многие психоаналитики трактовали достаточно широко. В частности, L.Kanner (1945) считал, что нарушение взаимоотношения между матерью и ребенком приводит к раннему детскому аутизму и детской шизофрении.

Заброшенные дети, дети-сироты изучались многими исследователями, и при этом отмечалось, что этот фактор играет очень большую роль в развитии депрессивных состояний у детей и возникновении различных нервно-психических нарушений.

Выше мы говорили о нарушении комплекса мать-дитя в плане недостаточного эмоционального контакта. Но существует положительное, на первый взгляд, явление материнская сверхзабота. Этот вид воспитания также играет отрицательную роль, так как приводит к психическим изменениям, формированию инфантильности, эгоцентризма и затруднениям в преодолении жизненных трудностей. У таких детей также часто возникают психосоматические расстройства.

К настоящему времени установлены некоторые особенности эмоциональной жизни детей. Во-первых, эмоции у ребенка кратковременны. Они редко длятся больше нескольких минут и, как правило, быстро исчезают. Но при повторении отрицательных эмоций, может формироваться пониженное настроение, депрессивное состояние. Во-вторых, эмоции ребенка интенсивны. Если на первом году они, в основном, стандартны и, как правило, негативного плана, то у детей 2-3 лет эмоциональные реакции не всегда пропорциональны интенсивности раздражения. На какой-либо пустяк ребенок может дать выраженную эмоциональную реакцию. Мы видели детей, которые в ответ на помещение их в детский сад, ясли давали выраженные (субшоковые) аффективные (психосоматические) реакции. Так, у одного ребенка, которого определили в детсад и в тот же день увезли за город, т.е. лишили матери, в течение 3-х дней развился сахарный диабет. И на 4 день, когда приехала мать, он был уже в состоянии комы. В детской больнице мы наблюдали ребенка пяти лет, очень симпатичного, с множеством очагов некроза, причем не на внутренней, а на наружной стенке желудка. При этом никаких физических или инфекционных воздействий, кроме незначительной психотравмы, не было. Иногда дети способны дать реакцию, которая может сделать их инвалидами на всю жизнь. У них относительно слабый раздражитель может вызвать такие бурные реакции как страх, гнев, радость. У возбудимых детей, в отличие от уравновешенных, чаще проявляются негативные эмоции. Вообще, негативные эмоции возникают гораздо чаще позитивных не только у детей, но и у взрослых.

Эмоции у ребенка разнообразны. Разные дети на одно и тоже событие могут дать разную реакцию. Например, увидев незнакомого человека, один прячется за мать, другой убегает, третий стоит и кричит, размахивает руками, четвертый улыбается и подходит. Американские исследователи изучали реакции группы детей на посещение стоматолога. Одни дети отказывались идти, другие плакали, третьи смеялись, четвертые отнеслись спокойно, т.е. реакции на один и тот же раздражитель были разнообразны. Но и у одного ребенка может наблюдаться разнообразие реакций. На один и тот же случай он может реагировать по-разному.

Какие факторы являются причиной возникновения негативных эмоций у детей? Во-первых, это срыв привычного стереотипа поведения, т.е. смена обстановки или круга общения. 100% детей, помещаемых в детские ясли, реагируют на это отрицательно. Отрицательно реагируют на посещение детского сада - 50% детей. А на посещение школы меньше - 25%, т.е. четверть детей, несмотря на определенное взросление все-таки испытывает при этом отрицательные эмоции. Во-вторых, неправильное построение режима дня ребенка. Уже говорилось о роли соотношения сна и бодрствования в восстановлении гомеостаза. Для детей это имеет огромное значение. Если вам встречаются родители, которые утверждают, что их ребенок, так же как и они - “ сова”, поздно засыпает и поздно встает и все, вроде бы, хорошо, то это не так уж и хорошо характеризует не только ребенка, но и родителей. В-третьих, неправильные воспитательные приемы. Мы говорили о пренебрежении ребенком, отказе от него и о сверхзаботе. Вы все знаете, что есть нарушенное воспитание: отвергающее, гиперсоциализирующее, эгоцентрическое воспитание, а также воспитание с гиперпротекцией. Эти четыре типа воспитания являются неправильными. Неправильное воспитание ведет к частому возникновению отрицательных эмоциональных проявлений. Отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности является четвертым фактором, который влияет на эмоциональную жизнь ребенка. В играх дети проявляют себя, что способствует созреванию, в какой-то мере, их нервной системы. В-пятых, создание односторонней аффективной привязанности, т.е. аффективная зависимость от кого-либо или отсутствие аффективного понимания со стороны членов семьи. Например, бабушки (супермамы) проявляют излишнюю заботу, и, как правило, их обижают те же детей, т.е. их сверхзабота оборачивается против них. В то же время, если они решат настоять на чем-нибудь, то негативная реакция ребенка на это обеспечена: “Как же так: хорошо относились, а сейчас плохо?». В-шестых, отсутствие единого подхода к ребенку. Это, как правило, всегда вызывает отрицательные реакции (хотя бы, в сравнении с другим подходом). У школьников большую роль в возникновении отрицательных эмоций играет неспособность справиться с учебной нагрузкой, враждебное отношение учителя и неприятие детским коллективом. Американские исследователи, изучая факторы, влияющие на эмоциональную жизнь детей, выявили, по меньшей мере, 35 отрицательных факторов. Самым патогенным, по их мнению, в дошкольном и среднем школьном возрастах является смерть, развод, разлука родителей, т.е. факторы, касающиеся внутрисемейных отношений и отношения к ребенку вообще. В старшем школьном возрасте наиболее психотравмирующим фактором является беременность школьницы. Наименее травмирующий фактор - изменение финансового положения родителей.

Обобщая все это, другие авторы отмечают, что необходимо помнить: быть ребенком - это уже стресс. В раннем детском возрасте возникновение негативных реакций более частое, в соматическом оформлении - более выразительное. Собственные отрицательные эмоциональные реакции у некоторых детей могут проявляться в виде напряженности, тревоги, непоседливости, страшных снов, некоторых дурных привычек (кусание ногтей, сосание пальца), в различных стереотипиях, трудностях разговорной речи, отсутствии аппетита, инфантильном поведении, истерических припадках. Так описывает отрицательные эмоциональные проявления у детей Ю.А.Макаренко (1977), отмечая, что негативные реакции имеют не только психические, но и физические проявления, такие как нарушения аппетита, истерические припадки - двигательные функциональные нарушения, которые встречаются у детей, в той или иной мере имитируя такое тяжелое психическое заболевание, как эпилепсия, что во многих отношениях плохо сказывается на их здоровье, поскольку таких детей лечат как страдающих эпилепсией без достаточного эффекта, при этом ограничивая их деятельность.

Психосоматические расстройства детей дошкольного возраста

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные работы

Теоретико-методологические принципы исследования психосоматических заболеваний. Этиология психосоматических заболеваний. Психические особенности и психосоматические расстройства в период раннего детства и у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

психосоматические расстройства у детей

дипломная работа [64,7 K], добавлена 24.03.2009

Понятие тревоги и причины возникновения тревожности, особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста. Эмпирическое исследование взаимосвязи характера детско-родительских отношений и тревожностью у детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа [76,5 K], добавлена 09.04.2011

Изучение психологических особенностей дошкольного детства. Обзор причин детской тревожности. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и самооценки у детей дошкольного возраста. Анализ эмоционального отношения и тревожности в социальных ситуациях.

курсовая работа [44,2 K], добавлена 14.06.2014

Комплексная диагностика уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста, разработка психокоррекционной программы, направленной на снятие тревожности у детей с задержкой психического развития на базе ГОУ Специальный детский дом №4 Санкт-Петербурга.

курсовая работа [241,1 K], добавлена 30.05.2013

Общая характеристика старшего дошкольного возраста. Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста в неполных семьях. Сущность и характеристика понятия тревожность. Практические рекомендации родителям для снижения уровня тревожности у детей.

психосоматические расстройства у детей

курсовая работа [88,8 K], добавлена 26.12.2014

Возрастные особенности развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Исследование личностной тревожности. Изучение самооценки дошкольника по методике "Лесенка". Цветовой тест Люшера и проективная методика "Волшебная страна чувств".

дипломная работа [730,2 K], добавлена 18.12.2012

Понятие и виды адаптации. Особенности психической адаптации детей дошкольного возраста. Эмоциональное благополучие как показатель адаптации детей. Выявление уровня эмоционального благополучия, уровня тревожности, агрессивности и импульсивности.

дипломная работа [65,7 K], добавлена 23.10.2011

Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста. Особенности эмоциональной сферы дошкольника. Фактор очередности рождения детей в семье. Исследование влияния очередности рождения на тревожность дошкольника. Методика исследования.

курсовая работа [119,9 K], добавлена 06.05.2008

Влияние повышенной тревожности на сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Черты, которые могут характеризовать тревожного ребенка. Диагностика тревожности у детей дошкольного и младшего возраста.

реферат [33,7 K], добавлена 18.01.2010

Понятие и виды восприятия. Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста. Краткая история возникновения игрушки. Виды и назначения игрушек для детей дошкольного возраста. Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста.

дипломная работа [82,2 K], добавлена 02.06.2011

Психосоматические расстройства у детей

Что такое психосоматические расстройства?

Причины психосоматических расстройств

Часто дети жалуются на боль в животе, порой отказываются от еды и вообще становятся какими-то невеселыми. Причина для подобных жалоб может быть множество. Но одна заслуживает особого внимания. Ребенок в повседневной жизни попадает в разные ситуации и, естественно, не может на них не реагировать.

Нервно-психические реакции на происходящее порой вызывают симптомы, имитирующие различные заболевания. Подобные расстройства называют психосоматическими . Предрасположенный к ним малыш отличается эмоциональностью. Его жалобы разнообразны: вчера болел животик, сегодня закололо сердце. Такие дети очень ранимы и легко расстраиваются по самому незначительному поводу. Они быстро утомляются, стеснительны и очень внушаемы.

Поносы и запоры

Их появлению порой предшествует внезапный испуг. Иногда неустойчивый стул преследует малыша, который испытывает чрезмерные нагрузки. С утра стул ребенка бывает оформленным, а в течение дня становится более разжиженным.

Рвота и тошнота

Порой к такому результату может привести запах или одно упоминание о продукте, которого малыш не переносит. На тошноту часто жалуется ребенок, не желающий идти в детский сад.

Боли в животе

Психологи заметили, что некоторые дети прибегают к подобной уловке, когда хотят привлечь к себе внимание. Порой повторяющиеся жалобы на боли в животе заставляют родителей показать малыша гастроэнтерологу. В пользу того, что такие боли не связаны с заболеванием желудочно-кишечного тракта, говорят факты:

  • эпизоды жалоб кратковременные, а перерывы между ними бывают от 2-3 недель до нескольких месяцев
  • боль не связана с приемом пищи ( часто при заболевании желудка и кишечника она появляется до еды или вскоре после нее )
  • ощущение боли часто совпадает с переживаниями или неприятными ситуациями
  • боли не возникают ночью.
  • Лечение психосоматических расстройств.

    Заключение о том, что у ребенка действительно психосоматическое расстройства . можно сделать лишь после тщательного обследования. Так, малышу, который жалуется на выраженные боли в животе, врач может дать направление на анализы, УЗИ и гастроскопию, чтобы исключить заболевания пищеварительной системы. Ведь жалобы в том и другом случае похожи, а лечебная терапия различается.

    Есть ситуации особые: нельзя медлить с оказанием ребенку помощи, если речь идет о хирургическом заболевании, симптомы которого схожи с психосоматическими расстройствами . Важно понимать и то, что психосоматика – не способ симуляции. Речь идет о заболевании, требующем лечения.

    Синдром Мюнхгаузена и дисфория у детей. Лечение детских психосоматических расстройств

    Синдром Мюнхгаузен а является истероформным расстройством, при котором родители индуцируют соматические жалобы у своих детей, а в некоторых случаях сами вызывают повреждения с целью получить какую-либо выгоду для себя. В некоторых случаях повреждение приводит к смерти ребенка. Симптомы могут быть различными: перелом, отравление, хроническое апноэ, необычная травма. Терапия включает отделение ребенка от родителей и дальнейшее наблюдение, а также выявление случаев хронической интоксикации у ребенка.

    Дисморфофобическое расстройство проявляется у пациентов жалобами на воображаемый физический дефект. Навязчивая озабоченность своим физическим недостатком — основная характеристика дисморфофобического расстройства, часто сочетающаяся с ограничением круга общения и дисфорией. Распространенность у подростков и Детей неизвестна, но исследования с участием взрослых с этим расстройством выявили начало заболевания в подростковом возрасте.

    Ниже приводится несколько основных принципов терапии детей с психосоматическими расстройствами .

    1. Врач должен узнать о перенесенных ребенком . членами его семьи или другими окружающими лицами соматических заболеваниях со сходными проявлениями, поскольку эти данные могут служить диагностическим критерием расстройства. Возможные причины следует искать в социальном анамнезе. Необходимо уточнить употребление медикаментов, колебания настроения, волнение. Эффективность назначения плацебо не служит диагностическим критерием соматоформного расстройства при дифференциации с соматическими заболеваниями.

    2. Поскольку симптомы психосоматического расстройства сознательно не контролируются ребенком. следует предупредить родителей, что не следует делать ребенку замечаний, касающихся симптомов заболевания.

    3. Необходимо раннее вмешательство педиатра и психиатра для предупреждения развития устойчивых к лечению психических болезней.

    психосоматические расстройства у детей

    4. Ребенок и его семья нуждаются в эмоциональной поддержке, чтобы избежать дальнейшей дезадаптации. Необходимо как можно раньше вернуть ребенка в школу после острой болезни, восстановить его участие в повседневной деятельности и нормализовать общение со сверстниками. Родителям нужно разъяснить, что ребенок не сознательно демонстрирует свои симптомы, поэтому его нужно не наказывать, а мягко объяснять, что без проявлений заболевания ему будет гораздо лучше.

    5. В идеале желательно, чтобы родители и ребенок осознали психологическое происхождение симптомов . однако выздоровление может наступить и без этого.

    6. Ребенок и члены его семьи помимо традиционного медикаментозного лечения часто нуждаются в психотерапии.

    7. Для лечения тревоги или депрессии необходимы психотропные препараты, особенно если эти симптомы достигают крайней выраженности.

    8. Врач должен идентифицировать психосоматические или соматические заболевания у родителей, поведение которых копируют дети. Необходимо назначение терапии родителям, поскольку при этом улучшается состояние ребенка.

    Источники:
    www.proego.ru, otherreferats.allbest.ru, www.missfit.ru, meduniver.com

    Следующие статьи:


    22 мая 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения

    Популярное:

  • Акция цветик семицветик вместе поможем детям (6)
  • Двусторонний гайморит у ребенка 5 лет (6)
  • Температура при ротовирусе у ребенка (5)
  • Менингит у грудных детей симптомы (4)
  • Леп у ребенка комаровский (4)
  • Диета ребенка после ротавируса (4)

  • Надавно добавленные материалы:

    Ангина у детей 8 лет

    Люголь имеет довольно специфический запах, и он очень неприятен на вкус из-за содержания йода. Сразу после применения горло

    Читать далее

    Тошнота и понос у ребенка 2 года

    С утра у ребенка (2 года) начался понос, несколько раз сходил. Температуры нет. Утром позавтракал с неохотой,

    Читать далее

    У ребенка 1 год заложен нос что делать

    Сильный насморк у годовалого ребенка явление распространенное, но, тем не менее, способное обернуться настоящей проблемой для всей семьи. Заложенный нос у малыша мешает спокойному сну, приводит

    Читать далее

    У ребенка сопли далеко в носу

    Содержание:Насморк в нашем обществе принято считать делом весьма обыденным, так сказать неприятным, но не болезненным состоянием. Как правило, тревожный симптом попросту игнорируется до появления

    Читать далее

    Температура при отитах у детей

    C 12 по 19 марта в форуме "Детское здоровье" на сайте Eva.Ru проходила онлайн-консультация по теме "Отит. Повышенная

    Читать далее

    У ребенка болит живот понос и рвота

    Вообще-то, при болях в животе есть общее правило:не давать ребенку обезболивающие препараты до осмотра врача,т.к. они могут "сгладить" симптомы острой хирургической

    Читать далее