Ранняя помощь детям с овз за рубежом

Ранняя помощь детям с овз за рубежом

«Абилитация и ранняя коррекционная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья» (курс в рамках магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»)

Автор:

Жулина Елена Викторовна (Нижний Ногород)

Программу проводит НГПУ им Козьмы Минина.

Программа курса имеет модульную структуру и состоит из 4-х модулей, обеспечена мультимедийными материалами (презентации, аудио- и видеоматериалы). Программа курса дает возможность слушателям иметь регулярный доступ к мульти-медийным материалам и к библиотеке программы, получить доступ к видеоматериалам, обучение предполагает выполнение теста.

Cтруктура и описание программы курса

Цель курса: сформировать профессиональные компетенции специалиста, владеющего знаниями и технологиями изучения детей и организации процесса психолого-педагогического сопровождения на основании медицинских и психолого-педагогических знаний о детях раннего возраста с ОВЗ.

Задачи курса:

  • Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка.
  • Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка, включающего как неспецифические, так и специфические компоненты.
  • Обязательное включение родителей в процесс обучения начиная с первых лет жизни ребенка.
  • Расширение временных границ специального образования: нижняя граница - первые месяцы жизни.
  • Знакомство со специализированным стандартом образования, определяющего наряду с академическими достижениями уровень жизненной компетенции ребенка.
  • Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

    ОК-4 — способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером

    ПК-1 — способностью исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и

    интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий

    ПК-7 — готовностью к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения

    В результате освоения данной дисциплины студент должен:

    знать: методики психолого-педагогического обследования с целью определения речевого и психического развития, соответствия воздействия

    основному диагнозу, возрастным и индивидуальным особенностям методы консультирования родителей детей раннего возраста в вопросах психолого-медико-педагогического характера формы и методы психопрофилактической работы, направленной на предотвращение нарушений физического и психического здоровья принципы и современные концептуальные подходы, определяющие организацию, содержание, планирование и реализацию психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста

    уметь: проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование, с учетом данных медицинской документации разрабатывать и практически осуществлять методики психолого- педагогического воздействия в соответствии с речевыми, интеллектуальными, двигательными, возрастными и индивидуальными возможностями ребенка консультировать родителей детей раннего возраста по вопросам психолого-медико-педагогического сопровождения использовать на практике формы и методы психопрофилактической работы, направленные на предотвращения нарушений психического и физического здоровья детей раннего возраста, предотвращение вторичных дефектов развития способствовать повышению психолого-педагогической культуры педагогов и родителей

    владеть: разграничения нормального и отклоняющегося развития детей раннего возраста выделения факторов риска появления нарушений

    развития ребенка обобщения результатов обследования, формулирования выводов констатирующего, диагностического, прогностического и

    коррекционно-методического характера.

    Структура 4-х модулей программы включает:

  • Модуль 1 «Общие вопросы создания системы помощи детям раннего возраста с ОВЗ»
  • Модуль 2 «Психолого- медико-педагогические особенности детей 0-3х лет»
  • Модуль 3 «Проблемы раннего детства: психолого- медико-педагогическая оценка детей до трех лет»
  • Модуль 4 «Психолого-медико-педагогическое сопровождение семей и детей раннего возраста»
  • Содержание курса:

    Модуль 1. Общие вопросы создания системы помощи детям раннего возраста с ОВЗ

    Нормативно-правовая база. Основные документы структурного подразделения «Служба ранней помощи». Понятие психолого-медико-педагогическогосопровождения. Состояние и перспективы развития системы психолого-медико-педагогической помощи в России и за рубежом. Принципы организации системы психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста. Организация служб раннего вмешательства. Межведомственное взаимодействие при организации психолого-медико- педагогического сопровождения детей раннего возраста. Психолого-медико- педагогическое сопровождение детей от 0-3х лет по территориальному признаку (город, сельская местность).

    Модуль 2. Психолого-медико-педагогические особенности детей 0-3х лет.

    Динамика физического развития детей 0-3х лет. Динамика психического развития детей 0- 3х лет. Развитие речи детей 0- 3лет. Особенности воспитания и обучения детей 0-3х лет. Учет индивидуальных особенностей детей при организации психолого-медико-педагогического сопровождения.

    2.1. Виды и причины отклонений в развитии у детей до трех лет Возрастные закономерности психомоторного развития детей до трех лет (норма и ОВЗ).

    Модуль 3. Проблемы раннего детства: психолого-медико-педагогическая оценка детей до трех лет.

    Методы обследования детей раннего возраста. Факторы риска нарушений развития в раннем возрасте. Учреждения, осуществляющие сопровождение детей раннего возраста. Профилактическая функция системы сопровождения детей раннего возраста.

    3.1. Этапы выявления проблем в развитии ребенка до трех лет. Сотрудники службы и их функциональные обязанности. Роль разных

    сотрудников Службы во время проведения междисциплинарного оценивания.

    3.2. Структура комплексного психолого-педагогического обследования детей первых лет жизни.

    Модуль 4. Психолого-медико-педагогическое сопровождение семей и детей раннего возраста.

    Основные направления работы с семьями детей 0-3х лет. Участие родителей в психолого-медико-педагогическом сопровождении детей раннего возраста. Направления, формы и методы работы по привлечению родителей в процесс сопровождения детей раннего возраста.

    Проблема социальной адаптации детей с ОВЗ в зарубежных странах мира

    Читайте также:

    Вопросами социальной адаптации детей с ОВЗ за рубежом начали заниматься с 70-х годов ХХ века. В это время возникает понятие социальной адаптации, включающей в себя подготовку к основному занятию (учебе, работе, статусу пенсионера) и другим жизненным ролям, включая создание семьи и выполнение гражданских обязанностей. В отличие от профессионального обучения социальная адаптация ориентирована не только на оплачиваемую работу, но и на другие виды деятельности (общественную работу, ведение домашнего хозяйства, организацию досуга и т.д.) и предусматривает формирование трудовых умений и навыков и развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. На социальную адаптацию учащихся должны быть направлены усилия педагогов, семьи, общества. Задачами социальной адаптации детей с ОВЗ являются:

    - оказание помощи развитию у учащихся адекватной самооценки и оценки окружающих, как основы выбора профессии

    -обеспечение профориентации, наставничества и трудоустройства молодых людей с ОВЗ

    -формирование жизненных и профессиональных ЗУН на уроках по всем учебным предметам и после окончания школьного обучения

    -создание возможности для получения учащимися профессии, по которой они могли бы устроиться на работу

    -дать предоставление каждому воспитаннику о разных видах труда

    -оказание помощи в выборе работы, соответствующей интересам и наклонностям ученика

    -сформировать навыки, необходимые для широкого круга профессий

    - включение учащихся в трудовую жизнь.

    В США была сформулирована концепция социальной адаптации детей с ОВЗ (D. Brolin). Ее суть сводится к следующему:

    -социальная адаптация начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни человека

    -социальная адаптация включает в себя ЗУН, необходимые для включения человека в жизнь общества, в т.ч. бытовые, социальные и профессиональные умения и навыки

    -социальная адаптация охватывает весь школьный учебный процесс

    -социальная адаптация вовлекает всех членов школьного сообщества к подготовке учащихся к жизни

    -социальная адаптация охватывает все жизненные роли, установки, поэтому наряду с обучением в школе необходимо обучение на дому, частных и общественных организациях, в трудовом коллективе

    -все учебные предметы связаны с задачами социальной адаптации

    -социальная адаптация включает базовое образование и основные направления воспитания (правовое, патриотическое, семейное и др.), чем обеспечивается баланс между теоретическим и практическим обучением

    -по окончании средней школы у каждого учащегося должны быть сформированы профессиональные умения и навыки с учетом рынка рабочей силы

    -на всех этапах обучения активно задействуются не только учащиеся, педагоги, но и представители общественности, родители.

    На основе этих положений была сформирована модель социальной адаптации детей с ОВЗ. Модель построена с учетом 3-х параметров:

    1. Стадия обучения:

    -ознакомление (например: учащиеся узнают, что деньги надо зарабатывать, дом убирать, еду - покупать и готовить, одежду - хранить и ремонтировать и т.д.)

    -исследование (например: учащийся должен задуматься над своими собственными нуждами: как зарабатывать деньги, воспитывать детей, содержать семью и т.д.)

    -подготовка к труду (например: изучение различных учебных предметов, подсчет денег, трудовое обучение, воспитание качеств личности)

    -трудоустройство и дальнейшее обучение.

    2. Сфера (источники) обучения:

    –школа

    –семья (должна помогать школе: дети должны участвовать в работе по дому, участвовать в решении на семейном совете, способы проведения досуга и т.п.)

    -общество (общественные организации, ассоциации, специальные организации, занимающиеся проблемами детей с ОВЗ и которые содействуют принятию законов, нормативных актов, проводят семинары, осуществляют связь со СМИ)

    3. ЗУН и опыт:

    -социально-бытовая адаптация – ведение семейного бюджета, содержание жилища, воспитание детей, приготовление пищи, покупка одежды и уход за ней, выполнение гражданских обязанностей, отдых, передвижение

    -формирование личности – самосознание, уверенность в себе, социально ответственное поведение, межличностные контакты, умение решать проблемы, общаться

    -социально-трудовая адаптация – знание профессиональных возможностей, выбор профессии, трудовые умения и навыки, поведение в трудовом коллективе, физические и специфические навыки, поиск работы и сохранение рабочего места.

    Материалы

    Научно-практический семинар «Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья: от ранней помощи до профессиональной интеграции. Опыт России и Франции».

    18 мая 2015 года в Московском государственном областном университете прошел научно-практический семинар, посвященный актуальным проблемам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, организованный Министерством образования Московской области совместно с Ассоциацией специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, при поддержке посольства Франции и благотворительного фонда "Абсолют-Помощь".

    В семинаре приняли участие более 100 педагогов специальных (коррекционных) учреждений Москвы и Московской области, преподаватели и студенты факультета специальной педагогики и психологии МГОУ.

    Президент Ассоциации специалистов по работе с детьми с ОВЗ, директор благотворительного фонда «Абсолют-помощь» Георгий Валерьевич Крюков

    На семинаре обсуждался широкий спектр вопросов, касающихся организации психолого-педагогического и медико-образовательного сопровождения детей-инвалидов во Франции, начиная с раннего развития и заканчивая профессиональной подготовкой в специализированных учебных заведениях и в условиях инклюзивного образования.

    Как отмечает заместитель декана по воспитательной работе Т.В. Маркова . своевременность анализа и обсуждения рассматриваемых проблем обусловлена модернизацией и гуманизацией системы образования как в России, так и за рубежом, ростом количества детей с нарушениями развития во всем мире, осознанием необходимости включения всех детей в образовательное пространство и их дальнейшей социализации.

    В пленарном заседании французские коллеги в области специальной педагогики рассказали о нормативно-правовых основах защиты детей-инвалидов в современной Франции. В рамках двух круглых столов, делились опытом в вопросах совершенствования системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, приводили примеры построения безбарьерной среды для данной категории обучающихся в постшкольном образовании.

    Работник департамента соц. защиты и директор ОУ во Франции Сесиль Шеман-Эрнст

    Московский государственный областной университет вносит большой вклад в совершенствование отечественной системы обучения и воспитания детей с различными психофизическими недостатками на разных этапах развития. Так, на факультете специальной педагогики и психологии МГОУ осуществляется подготовка бакалавров и специалистов для работы с детьми с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра и т.д. в условиях специальных (коррекционных) организаций и инклюзии. Студенты МГОУ проходят обучение как в стенах университета, так и осваивают профессию в практической деятельности в ряде образовательных, медицинских и социальных учреждений Москвы и Московской области, занимаются профильной волонтерской деятельностью.

    Участники семинара

    Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

    Библиографический указатель:

    Стребелева, Е.А. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.А. Стребелева // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 39-43.

    Представлены результаты многолетних исследований в области оказания ранней коррекционной помощи детям группы риска показано, что ранняя целенаправленная коррекционно-педагогическая работа с детьми позволяет скорригировать или предупредить вторичные отклонения в развитии, при этом указывается необходимость создания педагогических условий для проведения коррекционной работы с детьми группы риска.

    Материалы статьи адресованы педагогам-дефектологам дошкольных образовательных учреждений, а также будут полезны исследователям в области оказания ранней коррекционной помощи детям группы риска.

    © Все права принадлежат "Библиотека произведений отечественной научной школы коррекционной педагогики и специальной психологии"

    «Библиотека произведений отечественной научной школы коррекционной педагогики и специальной психологии» - обязательна.

    Источники:
    www.psy.su, studopedia.ru, mgou.ru, childrens-needs.com

    Следующие статьи:

    27 ноября 2022 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения

    Популярное:

  • Скрытая пневмония у детей форум (362)
  • Увеличены шейные лимфоузлы у ребенка форум (118)
  • Форум родителей детей с сдвг в школе (84)
  • Методика логопедического обследования детей с онр (25)
  • Волосы на спине у ребенка 3 года (23)
  • Дрожжи в кале у ребенка комаровский (22)

  • Надавно добавленные материалы:

    Ангина у детей 8 лет

    Люголь имеет довольно специфический запах, и он очень неприятен на вкус из-за содержания йода. Сразу после применения горло

    Читать далее

    Тошнота и понос у ребенка 2 года

    С утра у ребенка (2 года) начался понос, несколько раз сходил. Температуры нет. Утром позавтракал с неохотой,

    Читать далее

    У ребенка 1 год заложен нос что делать

    Сильный насморк у годовалого ребенка явление распространенное, но, тем не менее, способное обернуться настоящей проблемой для всей семьи. Заложенный нос у малыша мешает спокойному сну, приводит

    Читать далее

    У ребенка сопли далеко в носу

    Содержание:Насморк в нашем обществе принято считать делом весьма обыденным, так сказать неприятным, но не болезненным состоянием. Как правило, тревожный симптом попросту игнорируется до появления

    Читать далее

    Температура при отитах у детей

    C 12 по 19 марта в форуме "Детское здоровье" на сайте Eva.Ru проходила онлайн-консультация по теме "Отит. Повышенная

    Читать далее

    У ребенка болит живот понос и рвота

    Вообще-то, при болях в животе есть общее правило:не давать ребенку обезболивающие препараты до осмотра врача,т.к. они могут "сгладить" симптомы острой хирургической

    Читать далее