Гиперактивные дети проявления причины пути коррекции

Гиперактивные дети проявления причины пути коррекции

Диагностика и коррекция гиперактивности у детей

Содержание

Введение

1. История изучения и статистика детской гиперактивности

2. Клиническая картина и диагностика гиперактивности

3. Причины гиперактивности

4. Коррекция гиперактивного поведения

4.1 Работа с родителями гиперактивного ребенка

4.2 Работа с гиперактивными детьми

4.3 Роль педагога в коррекции гиперактивности

Заключение

Список литературы

Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% учащихся проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Педагоги говорят: «Один расторможенный ребенок – это проблема, два – это беда», т.к. на остальных детей времени уже не хватает.

Актуальность проблемы и в том, что гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т.д.

Зачастую путь ребёнка с симптомами гиперактивности в школе начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Даже самые способные дети, с высоким уровнем интеллекта, показывают низкую успеваемость. Хотя некоторые из них всё же достигают неплохих результатов, но и они не реализуют полностью свои высокие интеллектуальные возможности.

В зрелом возрасте лишь около 30% гиперактивных людей избавляются от этого расстройства и большинство из них испытывает значительные затруднения и в зрелой жизни. По данным статистики около 20% из гиперактивных ведут антисоциальный образ жизни, включая нарушения закона и пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Потому важна своевременная диагностика проявлений и причин гиперактивности у детей, т.к. по мнению многих психологов и психотерапевтов, коррекция гиперактивности в детском возрасте более эффективна. При подготовке коррекционных программ необходимо учитывать особенности личности ребенка, стиль семейных взаимоотношений, причины развития гиперактивного поведения и т.п.

1. История изучения и статистика детской гиперактивности

Понятие ГИПЕРАКТИВНОСТЬ совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.

Слово гиперактивный происходит от слияния двух частей: «гипер» - (от греч. Hyper - над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный».

S.D. Clemens дал следующее определение гиперактивности: «…заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальному уровнем, с нарушением поведения от легкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательной функции» [2].

Начало изучения проблемы гиперактивности положил немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман, впервые описав чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, дав ему прозвище - Непоседа Фил. Это было около 150 лет тому назад.

Французские авторы Ж.Филипп и П.Бонкур в книге «Психологические аномалии среди учащихся» (в переводе на русский язык эта книга вышла в 1911 году) наряду с эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников.

С тех пор многие ученые изучали проблему невротических отклонений поведения и учебных трудностей, но научного определения таких состояний ребенка долгое время не было. В 1947 г. педиатры попытались дать четкое клиническое описание синдрома гиперактивности детей с трудностями в учебе.

При описании одних и тех же симптомов, исследователи по разному называли синдром гиперактивности, т. е. до недавнего времени не было единой точки зрения в отношении названия этого заболевания. Гиперактивность называли «легкой дисфункцией мозга», «гиперкинетическим хроническим мозговым синдромом», «легким повреждением мозга», «легкой детской энцефалопатией», «гиперкинезом» и т.д.

На совещании международных экспертов-неврологов, проводившемся в Оксфорде в 1947 г. в медицинской литературе появилось описание «легкой дисфункции мозга», которую характеризовало около 100 клинических проявлений, в частности дисграфия, (нарушение письма), дизартрию (нарушение артикуляции речи), дискалькулию (нарушение счета), недостаточную концентрацию внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение и др.

Отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности значительно позднее. Так в 1972 г. известный педиатр Ю.Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме, посвященном роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам. [6]

В 1987 г. при пересмотре «Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям» американскими специалистами, было введено название болезни «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)» и уточнены ее симптомы (критерии). По мнению ученых, это название наиболее точно отражает сущность явления гиперактивности. Строгие критерии позволяют стандартизировать методику диагностирования детей с риском такого заболевания и дают возможность сравнивать данные, полученные исследователями в разных странах. [4].

Потому, говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

В последние годы этому заболеванию начинают уделять все больше внимания во всех странах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствует растущее число публикаций по данной теме. Если в 1957-1960 гг. их было 31, то в 1960-1975 гг. - 2000, а в 1977 -1980 гг. - 7000. В настоящее время ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 и более статей и книг.

Данные статистического исследования Расселла Баркли [16].

· В среднем, в каждом классе из 30 учеников есть 1 - 3 гиперактивных ребенка.

· Темпы эмоционального развития гиперактивных детей на 30% ниже, чем у их сверстников. Например, десятилетний ребенок с гиперактивностью действует на уровне зрелости приблизительно 7-летнего начинающий водитель 16 лет использует навыки принятия решения на уровне 11-летнего ребенка.

· У 65% гиперактивных детей есть проблемы с подчинением вышестоящим авторитетам, в том числе проявления враждебности на словах и вспышки раздражения.

· 25% гиперактивных учеников имеют другие серьезные проблемы обучения в одной или нескольких областях: навыки словесного выражения, умение слушать, понимание прочитанного и математика.

· Половина всех гиперактивных учеников имеет проблемы с пониманием услышанного.

· Гиперактивные ученики имеют в два-три раза больше проблем с выразительной речью, чем их сверстники.

· 40% гиперактивных детей имеют, по крайней мере, одного родителя с синдромом гиперактивности.

Дети с гиперактивностью. Причины гиперактивности. Пути коррекции гиперактивности

Дети с гиперактивностью. Причины гиперактивности. Пути коррекции гиперактивности.

Первые проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад, и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью.

Все эти "неожиданные" проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок. Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами.

Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СНВГ в школе . несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми . что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что такой ребенок:

- не способен предвидеть последствия своего поведения,

- не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде . когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Среди детей можно выделить группу:

- где интеллект не нарушен, но результаты деятельности снижены из-за недостатка усидчивости и внимания

- сочетание гиперактивности внимания с задержкой психического развития.

^ В основе СНВГ лежат незрелость или нарушения работы специфической системы головного мозга (ретикулярной формации), которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания. Сбои в адекватной обработке информации приводят к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство и раздражение .

^ Причины гиперактивности.

Примерно в 60-70% случаев ведущую роль в возникновении СНВГ играют неблагоприятные факторы в течении беременности

- курение и нерациональное питание матери во время беременности стрессы во время беременности, недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г),

- родов: преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода угрозы прерывания беременности.

Также факторами риска являются наличие у новорожденных поражений центральной нервной системы различной степени выраженности.

2. ^ Напряженность и частые конфликты в семье . нетерпимость и излишняя строгость к детям также вносят свою лепту в развитие этого синдрома.

3. Проблемы с сахаром.

Американские ученые, обследовав детей, с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, обнаружили, что у 74% из них нарушен метаболизм глюкозы. Такие дети могут давать реакцию в виде всплеска необузданной энергии не только на сахар и сладости, но, скажем, на фруктовые соки.

4. Пищевые аллергии.

Исследование детей дошкольного возраста с диагнозом "гиперактивность" показало, что полное исключение из их рациона продуктов с синтетическими консервантами . красителями, ароматизаторами . а также глутамата натрия, шоколада и кофеина в течение 10 недель приводило к заметному улучшению поведения примерно у половины детей. Они легче засыпали вечером, реже просыпались по ночам. Связь между пищевой аллергией и гиперактивностью отрицать невозможно. Сегодня уже считается нормой начинать лечение с поиска потенциального аллергена . Им может оказаться не только синтетический краситель, но и вполне натуральное коровье молоко или пшеница. В любом случае строгое исключение аллергена позволяет многим детям обойтись без лекарств.

5. Проблемы с магнием.

Гиперактивные дети, у которых выявлен недостаток магния, хорошо реагируют на его введение. Согласно английскому исследованию у школьников 7-12 лет, получавших дополнительно 200 мг магния в день в течение полугода, значительно улучшилось поведение.

Этот минерал нужен для спокойного сна и для нормального метаболизма глюкозы ^. Дефицит магния очень распространен, особенно среди тех, кто много ест сладостей и "мусорной пищи ". Да и лекарства, включая антибиотики, также истощают запасы магния в организме.

Частая ошибка родителей – лечение гиперактивности внимания посредством успокоительных трав и медикаментов. Это не только не помогает, но и затягивает течение болезни.

^ Особенности лечения СНВГ

Лечение СНВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию.

В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться как у невропатолога, так и у психолога, ощущать поддержку родителей и их веру в положительный исход лечения.

Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они быстро реагируют на малейшую похвалу.

Наказания должны следовать за провинностями быстро и незамедлительно, т.е. быть максимально приближенными по времени к неправильному поведению.

В России для лечения СНВГ традиционно применяют ноотропные средства ( ^ ГЛИАНТИЛИН, КОРТЕКСИН, ЭНЦЕФАБОЛ ). Под ноотропными препаратами понимают лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные (объединяющие) функции головного мозга. Данные препараты более эффективны в тех случаях, когда преобладает невнимательность .

Если же преобладает гиперактивность, применяют препараты, содержащие гаммааминомасляную кислоту . Это вещество отвечает за тормозящие, контролирующие реакции в головном мозге. Наиболее часто используют ПАНТОГАМ, ФЕНИБУТ .

Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать строго по назначению врача-невролога.

Если ребенок действительно болен, то ругать его за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях малыша можно только критиковать.

Похожие:

Оженности (гиперактивности) и импульсивности поведения. Четких диагностических критериев для определения сдвг не существует, поэтому.

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект

Ммд. В настоящее время ммд рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности резко выделяются на фоне сверстников своим поведением: чрезмерной активностью.

Тема: «Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция»

Глава 3. Экспериментальное исследование с целью по апробации комплексной программы коррекции гиперактивного поведения младших школьников

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Описание неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными.

В последнее время вследствие широкой распространенности синдрома гиперактивности является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Так, например, в США гиперактивных детей - 4-20%, в Великобритании – 1-3%, Италии - 3-10%, в Китае - 1-3%, в России - 4-18% [6].

Существующая система образования не приспособлена к работе с гиперактивными детьми. Гиперактивный ребенок явно не соответствует нормативным рамкам. Он неудобен учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. Учебный процесс, в том виде в каком он существует, не является эффективным для гиперактивного ребенка. В последние годы проблема эффективности образования гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и школьных психологов. Если еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по 1-2 в классе, то теперь в эту группу попадает 20-30% учащихся начальных классов. И этот процент постоянно растет [6].

Вот почему избранная тема является актуальной и практически значимой.

Основная идея :.

Разработанная коррекционная программа может быть использована в качестве методического пособия для групповой работы с гиперактивными детьми по снижению проявлений гиперактивности. Объективность полученных данных обеспечивается комплексом использованных методик.

Оптимизация отношений с родителями.

Цель: разработать и апробировать на практике комплексную программу коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста и оценить ее эффективность.

Объект: дети младшего школьного возраста с гиперактивным поведением (Козульская средняя образовательная школа №1).

Субъект: Младшие школьники, родители, педагоги, психологи.

Гипотеза: поскольку основными причинами гиперактивного поведения младших школьников являются специфические нарушения в развитие мозга, а также социальные факторы, то коррекционно – развивающая работа должна быть организована по нескольким направлениям. Наиболее эффективной будет комплексная программа, направленная на:

Регуляцию психической сферы (развитие произвольного внимания, самоконтроля, снижение эмоционального напряжения).

Задачи исследования:

проанализировать литературу на предмет причин гиперактивного поведения младших школьников

в процессе анализа литературных источников выяснить какие существуют методики и алгоритмы работы с гиперактивным поведением. Осуществить их анализ

на основе осуществленного анализа разработать комплексную методику работы с детьми, у которых наблюдается гиперактивное поведение

оценить эффективность методики ее блоков в процессе эмпирического исследования, организованного по экспериментальному плану

обсудить полученные результаты и сделать выводы относительно эффективности методики, отдельных ее блоков

наметить пути дальнейшего развития исследования применительно к задачам совершенствования методик коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции

By iosiweb on Tue, 24/12/2013 - 19:17

Пушкарева Нина Ивановна, педагог-психолог

(МБДОУ «Детский сад №76 «Солнышко» г. Йошкар-Олы»,

Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола).

Одной из форм хронических нарушений в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гипервозбудимостью (СДВГ). В основе изменения поведения лежат врожденные нарушения деятельности центральной нервной системы, минимальные органические поражения головного мозга, родовые травмы различной тяжести, кислородное голодание плода во время беременности, некоторые перенесенные матерью заболевания.

Основные признаки этого синдрома – двигательная расторможенность (гиперактивность), расстройства внимания, отвлекаемость, двигательная неловкость, импульсивность, неуклюжесть. Дети очень подвижны, они постоянно в движении, они все трогают, роняют, повсюду устаивают беспорядок. Как правило, эти дети очень беспокойны, во время выполнения заданий, требующих усидчивости, они ерзают на стуле, меняют постоянно позы, крутят, что-либо в руках.

Характеристика гиперактивности.

- Ребенок находится в постоянном движении, не может себя контролировать, если он устал, он продолжает двигаться, а окончательно, выбившись из сил, плачет и истерит.

- Быстро и много говорит, глотая слова, перебивает. Не дослушивает вопросы, редко выслушивает ответы.

- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него частые расстройства кишечника. Наблюдается склонность к аллергии.

- Ребенок неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения в любых условиях (дом, детский сад, магазин, театр, в гостях).

- Часто провоцирует конфликты, не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, использует подручные средства (палки, игрушки, камни и т.д.).

На него не действуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни запреты. Он просто не может остановиться. Таким детям в первую очередь необходима консультация у невролога и лечение.

Таких детей называют часто «шустриками» или «непоседами», в группе они всегда находятся в центре внимания и под постоянным контролем взрослого.

Самое главное понять простую мысль, что ребенок не виноват, он родился со специфическими нарушениями деятельности нервной системы. Эту особенность ребенка необходимо учитывать в процессе воспитания, выбрать единый для окружающих взрослых стиль поведения, оптимальный именно для него. Эффективность такого подхода скоро будет видна и родителям и педагогам.

Непоседливость, невнимательность, неумение сосредоточиться, не способность просидеть в одной позе 15 минут, определяют поведение такого ребенка в детском саду, а в дальнейшем в школе. Необходимо приучать такого ребенка к усидчивости постепенно, чаще предлагать им задания и игры, требующие терпения. Полезны разнообразные мозаики, раскраски, конструкторы, Настольные игры для нескольких участников. Участие в игре взрослого поможет вызвать и поддержать интерес ребенка в игре. Необходимо отметить особенности мышления гиперактивного ребенка. До 6-8 лет ведущим остается наглядно-действенное мышление, им чтобы понять, нужно потрогать, подвигать (что свойственно более младшему возрасту). Только в практическом действии они могут представить себе его результат. Планирование действий, оценка ситуаций, ориентировка, связь производных с их предполагаемым результатом для них долго остаются недоступными. Гиперактивные дети не способны к выполнению заданий с отдаленными результатами. Поэтому с ними все нужно делать вместе: обсудить цель, проговорить все действия, ведущие к ней. Важно, чтобы ребенок как можно больше действовал собственными руками, так как наглядно-образное и вербально-логическое мышление у него развито недостаточно.

Для того чтобы выполнить эту нелегкую работу, взрослым нужно принять ребенка таким какой он есть, а главное очень любить.

Коррекционные игры и упражнения с гиперактивными детьми дошкольного возраста.

Гиперактивных детей включать в игру нужно поэтапно, лучше начинать с индивидуальных игр и упражнений, затем в малые подгруппы, после этого переходить к коллективной игре. Желательно использовать игры с четкими правилами, способными развивать внимание. В начале включаем игры, которые способствуют развитию только одной функции. Например: на развитие внимания, которые учат контролировать свои импульсивные действия.

«Найди отличия»

Цель: развитие умения контролировать внимание.

Ребенок рисует картинку (домик, дерево и т.д.) и передает взрослому, который дорисовывает детали. Затем передает картинку ребенку, который ищет, что изменилось.

«Кричалки-шепталки-молчалки»

Цель: развитие наблюдательности, умение действовать по правилу, волевая регуляция.

Для игры нужны три ладошки: красная, желтая, синяя. Это сигналы. Когда показывают красную ладошку – «кричалку», можно бегать, прыгать, кричать, желтую ладошку – «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладошка – дети замирают на месте или ложатся на пол. Заканчивать игру нужно «молчалками».

«Раскрась предметы»

Цель: развитие внимательности и наблюдательности.

Можно использовать любую корректурную пробу. Например: «Звездочки, листочки и шарики». Звездочки – красным цветом, листочки - желтым, шарики – синим. «Елочки, цветочки, мячики»: елочки – зеленым, цветы – оранжевым, мячики – зеленым.

Артерапевтические техники.

Цель: снижение эмоционального напряжения, импульсивности.упрямства.

«Пальцевая живопись» – рисование пальчиками рук, ног. «Кляксографифия» – капнуть краску на середину листа, далее дуть или наклонять. «Монотипия» – оттиск монеты, значка обводится карандашом. «Волшебные нити» – взять два листа бумаги между ними положить нить в краске и протянуть ее.

Релаксационные упражнения.

«Штанга»

Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.

Слушайте и делайте как я. Ребенок принимает позу покоя. Будем заниматься спортом. Встань! Представь, что мы поднимаем тяжелую штангу, наклонись, возьми ее, сожни кулаки, медленно поднимаем. Устали руки, резко брось штангу, Руки расслабились, отдыхают. Дышится легко. Вдох – выдох.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом (наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем (распрямиться)

Крепко держим, отпускаем

«Ковер – самолет»

Цель: снижение эмоционального напряжения.

Лежа на ковре, представить, что летим на ковре-самолете. Нам приятно, наше тело как пушинка, наши руки отдыхают. Ноги тоже отдыхают. Дышится легко, ровно, глубоко.

Эффективно в работе с гиперактивными детьми использовать секундомер и песочные часы.

Рекомендации в работе с гиперактивными детьми.

  1. В сфере движения: работать с зеркальными движениями (вперед – назад, влево – вправо, вверх – вниз). Двигаться с комментариями.
  2. В сфере речи: проговаривание рифм с притопами, прихлопами, с участием конечностей, ходьба, бег. Работа с рифмами, образами, рассказывание.
  3. В сфере мышления: игры, в которых ребенок переходит от образного представления к конкретному, абстрактному.
  4. Рисовать карандашами, фломастерами, а не красками, активнее включать органы чувств.
  5. Детей настраивать на доброжелательное отношение к гипервозбудимому ребенку, подчеркивать его особенности и добрые намерения, своим поведением показывать терпимость и спокойствие.
  6. Работа с родителями заключается в патронировании семьи ребенка или в организации постоянных консультаций по поводу развития ребенка.
  7. Запрет телепередач с криминальными или страшными сюжетами, а также новости, больше проводить времени на воздухе.
  8. Особое внимание уделяется точности, инструктивности формы занятий, четкости, последовательности, сменяемости ритмов занятия.

Список литературы

  1. Арцишевская И.Л. работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: - М. Книголюб, 2008. -59с.
  2. Заваденко Н.Н.Как понять ребенка: Дети с гипеактивностью и дифицитом внимания. – М. Издательский дом. « Школа – Пресс 1», 2001. -128с.
  3. Лютова Г.К. Монина Г.Б.Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гипервозбудимыми, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М. Речь, 2007.- 136с.
  4. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. М. Генезис, 2010.- 336с.

Источники:
www.refsru.com, dopoln.ru, refdb.ru, mosi.ru

Следующие статьи:

29 марта 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения

Популярное:

  • Увеличены шейные лимфоузлы у ребенка форум (114)
  • Скрытая пневмония у детей форум (30)
  • Болезнь шляттера у детей наколенник (21)
  • Признаки аллергии у детей 3 лет (18)
  • Температура и отрыжка у ребенка (13)
  • Пищевая аллергия у детей комаровский видео (13)

  • Надавно добавленные материалы:

    Ангина у детей 8 лет

    Люголь имеет довольно специфический запах, и он очень неприятен на вкус из-за содержания йода. Сразу после применения горло

    Читать далее

    Тошнота и понос у ребенка 2 года

    С утра у ребенка (2 года) начался понос, несколько раз сходил. Температуры нет. Утром позавтракал с неохотой,

    Читать далее

    У ребенка 1 год заложен нос что делать

    Сильный насморк у годовалого ребенка явление распространенное, но, тем не менее, способное обернуться настоящей проблемой для всей семьи. Заложенный нос у малыша мешает спокойному сну, приводит

    Читать далее

    У ребенка сопли далеко в носу

    Содержание:Насморк в нашем обществе принято считать делом весьма обыденным, так сказать неприятным, но не болезненным состоянием. Как правило, тревожный симптом попросту игнорируется до появления

    Читать далее

    Температура при отитах у детей

    C 12 по 19 марта в форуме "Детское здоровье" на сайте Eva.Ru проходила онлайн-консультация по теме "Отит. Повышенная

    Читать далее

    У ребенка болит живот понос и рвота

    Вообще-то, при болях в животе есть общее правило:не давать ребенку обезболивающие препараты до осмотра врача,т.к. они могут "сгладить" симптомы острой хирургической

    Читать далее