Невроз у ребенка 8 лет из за двоек


Невроз у ребенка 8 лет из за двоек

Неврозы у мальчиков - тяжелая болезнь воспитания

Кто из нас не видел детей, которые по поводу и без повода закатывают истерики, кидаясь на пол? Такая «напасть» хотя бы раз в жизни случается с каждым ребёнком, но есть дети, у которых эти истерики очень часты. Родители таких детей жалуются на неуправляемость и агрессивность, драчливость и неуживчивость своего ребёнка. Мамы и папы с ними не справляются, не говоря уже о воспитателях и учителях. И мальчиков среди этих детей большинство. Родители таких малышей редко обращаются за помощью к врачу, а обратившись с удивлением принимают диагноз поставленный их ребёнку - невроз. Меж тем, детские неврозы – одно из самых распространённых нервных заболеваний, которым может заболеть практически каждый психически здоровый ребёнок. Разновидностей детских неврозов множество, в этой тяжёлой ситуации успокаивает только одно: неврозы детей можно излечить или предупредить в самом раннем возрасте.

Симптомы невроза

Признаками невроза могут быть и вышеописанные истерики, и детские страхи (которые есть у всех детей, но при детском неврозе выражены особенно сильно), повышенная впечатлительность, плохой сон или постоянная замкнутость ребёнка. Такие дети тяжело переживают любые неудачи, остро реагируют на замечания. Родителям стоит бить тревогу, если подобное поведение ребёнка носит затяжной, системный характер. Неврозы могут сопровождаться и серьёзными нарушениями нервной системы: энурезом, заиканием, нервными тиками. Есть два возрастных периода, наиболее опасных для возникновения неврозов: это возраст 6-7 лет (риск нервных срывов в период адаптации к школе), и 12-14 лет (период полового созревания, неравномерность между физическим и психическим развитием). Однако основы неврозов детей закладываются в более раннем детстве, а в период школьного обучения уже «цветут ярким цветом».

Основные причины детских неврозов

В чём же причина возникновения неврозов у детей? Психологи и психиатры утверждают, что основная причина неврозов детей – неправильное воспитание.

Например, если ребенку твердят день ото дня что он «неисправимый разгильдяй и оболтус», то он сам начинает в это верить. Но сначала внутри ребёнка происходит конфликт, он пытается доказать, что совсем не такой плохой, но взрослые этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. И если он не в силах приспособиться под требования взрослых, то будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. Впрочем, и приспособление, и сопротивление неизбежно ведут к повышенному нервному напряжению, и если родители не поменяют «воспитательную политику», не увидят в ребёнке личность, то у него неизбежно возникнет детский невроз.

Из множества детских неврозов мы разберём самые распространённые - те, которыми страдают мальчики: один из таких – неврастения . При неврастении происходит болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка. Требования родителей настолько подавляют волю ребёнка, что такие дети заранее считают себя не способными справиться с любыми предстоящими трудностями. А поскольку именно к мальчикам родители предъявляют более жёсткие требования, то и неврастеников среди них гораздо больше, чем среди девочек. Эту ситуацию отлично описал в своей книге «Нестандартный ребёнок» врач и психолог Владимир Леви: «Однажды к психологу обратились родители с такой проблемой: мальчик перестал убирать свою постель. Психолог спросил, сколько лет их мальчику, и те ответили, что «мальчику» уже 25 лет и он три года как женат». Как видим, родители всю жизнь подавляли личность сына, вот «малыш» и взбунтовался!

Ещё одна причина неврастении - переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье. Родители, сами не умея распределить внимание на обоих детей, бросают несправедливые упреки в адрес старшего: «он старший, на нем больше ответственности». Такая ситуация вызывает у детей ревность, нервные срывы, тики, а в худших случаях - неприкрытую агрессию к младшему брату или сестре.

Не меньшая вина взрослых и в возникновении истерических неврозов детей. У малышей 3-5 лет различного рода истерики - это всё-таки симптомы невроза, а не патология характера, которая бывает в более старшем возрасте. Надо отличать детские неврозы и от педагогической запущенности, хотя причины невроза те же. Какое-то время родители потакали всем требованиям любимого чада, а потом вдруг ввели ограничения, поступив непоследовательно - но ведь маленький ребенок не понимает смену логики родителей! Почему то, что вчера было можно - сегодня нельзя? Как отличить симптомы невроза, от обычных капризов ребёнка? Присмотритесь к нему получше: при неврозе ребенок не хочет быть таким - он устраивает сцены, но сам страдает от этого. Ещё оной причиной истерического невроза может быть не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие внимания. Тихий и незаметный мальчик вдруг превращается неуправляемого буяна, чтобы родители, наконец, заметили его существование! Именно таких детей называют «невостребованными» и сироты тут не причём. «Невостребованные» дети растут в семьях, где родители заняты карьерой или личной жизнью, а воспитание детей перекладывается на детские учреждения – и вот результат!

Перечислять причины детских неврозов можно долго, основа у всех одна - ошибки воспитания, несостоятельность взрослых как родителей. Иногда родители обращаются к врачу, только столкнувшись с такими симптомами неврозов как энурез, невротическое заикание, нарушение сна. Мы часто слышим истории о том, что заикание началось от какого-то испуга (резко просигналила машина или залаяла собака), но мало кто знает, что в этом случае испуг только спровоцировал выход невроза «на поверхность».

У детей школьного возраста появляется целый ряд «школьных неврозов»: один из них - невроз навязчивых состояний. Это постоянное желание совершать одни и те же действия, соблюдать ритуалы: всем знаком жест «постучать по дереву» или «положить пятак под пятку на удачу» и т. п. У детей-невротиков этих ритуалов и примет становится так много, что всё время и силы уходят на их соблюдение. А если вдруг что-то помешает ребенку выполнить подобный ритуал, он может настолько растеряться и расстроиться, что не напишет контрольную работу или плохо сдаст экзамен, даже имея хорошие знания.

Неврозы у мальчиков: статистика знает всё

Один психоневрологический диспансер повёл исследования неврозов детей по частоте заболеваний ими мальчиков и девочек. И вот какая нарисовалась картина:

Среди заболевших системными детскими неврозами преобладают мальчики (75%)

- Больных неврастенией мальчиков в 2,2 больше, чем девочек.

- Невротический энурез встречался в 3 раза чаще у мальчиков.

- Невротическое заикание также у мальчиков обнаруживалось 3 раза чаще, чем у девочек.

- Истерический невроз у мальчиков дошкольного возраста – в два раза более распространён, чем у девочек (в школьном возрасте, правда, эти цифры меняются местами).

- Невроз навязчивых состояний, как в детском, так и в подростковом возрасте чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (84,2% и 15,8% соответственно).

А вот статистика подобного исследования в школе:

По оценке педагогов из 1146 школьников от 7 до16 лет «нервными», по оценке педагогов, признаны 43% мальчиков и 18% девочек (различия достоверны). Такие вот малоутешительные цифры для родителей мальчиков…

Поскольку невроз – это в первую очередь болезнь воспитания, то основное лечение неврозов детей должно осуществляться в семьях. Ведь на самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. И для начала неплохо решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Мамам и папам достаточно хотя бы понимать то, что только от их внимания и уважения к личности ребёнка зависит его психическое здоровье, а также гарантия, что большинство серьёзных проблем со здоровьем не перейдут бесполезным багажом в жизнь наших внуков.

Симптомы, лечение и профилактика невроза навязчивых движений у детей

Стрессы и переживания, в нашей современной жизни уже давно не редкость. Часто, мы стараемся не обращать на них внимания, однако, вряд ли кто задумывается о том, что каждый пережитый нами стресс – это уверенный шаг к развитию невроза. Это касается не только взрослых, но и детей, чья неокрепшая психика очень чутко реагирует на все происходящее вокруг, она крайне подвержена влиянию любых негативных факторов.

Сам по себе невроз навязчивых движений — это ничто иное, как некая составляющая неврозов навязчивых состояний, главной особенностью которых являются: возникновение определенного рода страхов и навязчивых мыслей, а также непроизвольных, неконтролируемых самим человекам, движений.

Причины заболевания

Причиной развития неврозов навязчивых движений у детей могут стать:

  • любая психотравмирующая ситуация
  • сильный испуг
  • бурная ссора.
  • Доказано, что любой стресс, полученный ребенком, в дальнейшем, может вылиться с столь неприятное заболевание, как невроз. Например, известны случаи появления невроза навязчивых движений у детей после переезда в другой город, отправки на отдых в деревню к родственникам, либо в детский оздоровительный лагерь. Стресс, в данном случае, был вызван резкой сменой обстановки, привычного окружения и образа жизни.

    Для успешного излечения ребенка, крайне важно правильно определить причину болезни. Для этого требуется проведение тщательного обследования. Невозможно решить проблему, одним лишь приемом лекарственных средств.

    Основные симптомы

    У детей младшего школьного, а также дошкольного возрастов, невроз навязчивых движений, чаще всего, выражается длительно непреходящими тиками и иными, несложными навязчивыми действиями. Среди детских навязчивых тиков могут быть: частые мигания, сморщивание кожи лба, подергивания плечами, похлопывания кистями рук, повороты головы, притопывания ногами. Встречаются и респираторные тики, проявляющиеся покашливанием, «хмыканьем», «шмыганьем» носом. Тикозные симптомы невроза у детей, как правило, связаны с эмоциональным перенапряжением.

    Также, если невроз носит фобической характер, то у детей более младшего возраста могут преобладать навязчивые страхи острых предметов, загрязнений и замкнутых помещений. Детям в возрасте 8-12 лет и подросткам, в большей степени, свойственны навязчивые страхи, связанные с внезапной болезнью и смертью, страх подавиться во время еды, страх покраснеть при посторонних, страх перед устным ответом в школе и т.д.

    Лечение болезни

    Лечить невроз навязчивых движений у детей необходимо. Он не является неизлечимым заболеванием и довольно легко поддается корректировке, поэтому, не стоит отчаиваться. На протяжении многих лет, для облегчения состояния больных используются комплексы, сочетающие в себе лекарственную и поведенческую терапию.

    Немного подробнее об каждом из этих методов:

    1) Основа поведенческой терапии состоит в столкновении человека «лицом к лицу» с пугающими его ситуациями, с целью снятия тревоги и откладывание момента обострения болезни на более длительный период времени. Случается и такое, что дети, страдающие неврозом навязчивых состояний, попросту забывают как «нормально» делаются те или иные вещи. Поэтому, для корректировки своего поведения, больному бывает полезно иметь рядом кого-нибудь, в виде примера нормального восприятия ситуации и формы поведения. Полезным будет общение со сверстниками, родителями и педагогами.

    2) Лечение невроза лекарственными средствами, актуально только в короткий период времени. Цель приема препаратов, здесь, заключается лишь в облегчении переживаемого ребенком состояние, в период интенсивной терапии. Отлично зарекомендовали себя, в лечении неврозов навязчивых движений, средства народной медицины и гомеопатические препараты.

    Нельзя ни учитывать, что не вылеченный вовремя невроз навязчивости, в подавляющем большинстве случаем, приобретает хроническую форму. На данной стадии, болезнь значительно труднее поддается коррекции.

    При подозрении на возникновение невроза навязчивых движений у ребенка, а также при подтверждении диагноза, лечение пациента осуществляется психотерапевтом, либо психиатром. Целью лечения, в данном случае, является полное избавление, либо уменьшение симптомов болезни, что, иногда, труднодостижимо. В некоторых, особо тяжелых и запущенных случаях, даже незначительное уменьшение симптомов, уже оценивается крайне позитивно.

    Известно, что все симптомы навязчивости имеют исключительно защитную функцию, направленную против нарушений поведения и конфликтов. Именно поэтому, родители и педагоги больного ребенка должны принимать непосредственное участие в процессах коррекции.

    Воспитатели в детском саду, либо школьные преподаватели, непременно, должны быть поставлены в известность об особенностях состояния здоровья и поведения ребенка. Ведь делать замечания по поводу его действий (вызванных болезнью) крайне нежелательно. Нельзя, также, допускать и негативного влияния (передразнивания, подтрунивания) со стороны сверстников, так как это может пагубно отразиться на процессах лечения ребенка.

    Любой невроз является обратимым расстройством нервно-психического состояния человека, при котором искажения картины мира отсутствует. Это, в свою очередь, означает, что если какие либо из симптомов заболевания появились и были своевременно замечены – не стоит откладывать лечение в долгий ящик. Начать процесс восстановления, лучше, в самое ближайшее время, потому как на ранней стадии, болезнь легче побороть.

    Опасность невроза навязчивых движений у детей заключается вовсе не в тяжести лечения, а в отношении людей к данному заболеванию. Многие родители, по-прежнему, продолжают игнорировать неявные симптомы и думать, что болезнь пройдет сама. Это ошибочное предположение может привести к переходу заболевания в хроническую стадию и значительно увеличить время лечение.

    Профилактика болезни

    Когда болезнь уже позади, необходимо дальнейшее восстановление и ряд профилактических действий. Потому как, часто, причиной невроза у ребенка становится психологическая травма, затерянная в его подсознании, то стоит крайне осмотрительно относиться ко всем факторам, способным повлиять на состояние его психики.

    Профилактику невроза стоит проводить и абсолютно здоровым детям, с целью недопущения появления болезни. С самого момента рождения ребенка, необходимо уделять особое внимание его развитию, воспитанию, пытаться выработать в нем такие качества, как:

  • настойчивость
  • трудолюбие
  • выдержка
  • умение преодолевать опасности и трудности.
  • Необходимо постепенно учить ребенка справляться со стрессовой ситуацией. Однако, не секрет, что для этого ребенок должен жить и развиваться в благополучной семье, где поддерживается благоприятная атмосфера.

    Необходимо приучать малыша, с раннего детства, к соблюдению правил гигиены, к аккуратности, а также, к занятиям спортом.

    Недопустимо, различного рода, переваливание и ребенка. Это может привести к замкнутому поведению и дальнейшим нервным срывам в кругу сверстников. Однако, постоянно напоминать детям о их недостатках, также не рекомендуется. Нельзя требовать и беспрекословного послушания взрослым (родителям), подавляя в нем, этими действиями, инициативу.

    Одним из наиболее важных моментов является налаживание контакта и доверительных отношений с ребенком. Важно, чтобы он мог обратиться к родителям по абсолютно любому вопросу, начиная от двойки по математике, и, заканчивая проблемами в общении со сверстниками. Это поможет решать проблемы «на корню» и не допускать длительного состояния стресса и «загнанных вовнутрь» отрицательных эмоций.

    Детские неврозы

    Детские психозы и неврозы порой приводят взрослых в тупик, в проблемные ситуации, а иногда доводят и до истерик. И тогда уже надо успокаивать не ребенка, а взрослого. В таких ситуациях дитя из "моего зайчика" превращается в кошмар для родителей.

    В этой статьей мы познакомимся с полезным материалом, касаемо детских неврозов, который может стать основой дальнейшего понимания данной темы.

    Особенности детства

    Детство — период становления и развития человека. Именно за первые 5-6 лет ребенок превращается из несамостоятельного малыша в довольно сформированного человека с собственными интересами, характером и взглядами на жизнь. Быстрота успехов и новые способности несравнимы ни с каким иным периодом жизни.

    Постоянное движение малыша вперед, проявление его самодостаточности выделяют факты, описывающие детское развитие. В случае, если у ребенка некоторые становления происходят по-другому. тогда это может обозначать отклонения в психическом развитии: опаздывание, опережение, искажение, которые всегда имеют первопричины.

    Реакции ребенка

    В первую очередь, ребенок реагирует именно эмоционально на окружение (ситуации, люди, слова). Поэтому он крайне уязвим и нежен, а детский невроз этому подтверждение.

    Становление психики ребенка - простые предостережения

    Становление психики ребенка зависит от внешних раздражителей, которые могут вызывать перенапряжение эмоциональной сферы. Такие раздражители могут быть разнообразными:

  • В грудном возрасте несоблюдение условий режима сна, часов кормления, может привести к расстройству слабых нервных процессов, особенно тормозного. Кстати, последнее имеет вероятность быть причиной дальнейшего отказа от еды, далее – спад аппетита.
  • Невроз у детей до 3 лет может возникнуть из за перемены домашней обстановки что приводит к перегрузке психики, при этом есть вероятность заработать невротическое состояние. К примеру, если избалованный пребыванием мамы ребенок, вынужден длительно и часто ждать ее.
  • Перегрузка так же может зависеть от темперамента воспитания, например, скачки от строгости к дурачеству. От таких скачков у ребенка не закрепляется тормозной процесс, и возникает патологическая тормозимость.
  • Очень плохо сказывается нервное отношение матери и отца к ребенку, например, скачки от жесткости к нежности неравное отношение к детям в кругу семьи перехваливание.
  • Перенапряжение психики может вызвать напряженные отношения в семье, конфликты, а так же разрушение семьи, расставание родителей, приход постороннего человека (отчим/мачеха)
  • Наряду с этим, важно учитывать, что каждому возрастному периоду соответствует биологическая отличительная черта. Перемены же возрастной реактивности у детей происходят с 2 до 4 и с 6 до 8 лет.

    А так же хочется рассказать вам про основные правила тибетского воспитания. и нам есть чему поучиться у людей на востоке. Ведь они всегда впереди нас во многих сферах жизни, например, в медицине. Итак, вот основа воспитания:

  • Самое важное — никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей – они не могут дать сдачи
  • Первый период: до 5 лет. С ребенком нужно обращаться «как с царем». Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно Вам надо?
  • Второй период: с 5 до 10. В это время с ребенком нужно обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями
  • Третий период: с 10 до 15. Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», так как Вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Свою волю навязывайте в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления
  • Последний период: с 15 лет. Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно, и Вам остается только пожинать плоды своих трудов.
  • Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?

  • Если подавлять ребенка до 5 лет, то Вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев
  • Если Вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, неспособным к труду и вообще к духовным усилиям
  • Если Вы будете опекать ребенка как маленького после 10, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние
  • Если Вы не будете уважать ребенка после 15, то он Вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.
  • А что если не лечить детский невроз?

    Если детский невроз не начать лечить во время, то это может привести к повторным неврастеническим явлениям. При этом ребенок может стать мрачным, пугливым, неуверенным в себе. В таком случае, аффективные взрывы могут стать «обычным делом».

    Анализом детских неврозов занимались.

    Доктор психологических наук Захаров А.И. "Неврозы у детей" (скачать ) раскрывает в книге причины детских неврозов во время формирования личности. Все данные, которые приведены в книге отражают опыт автора, а книга написана как для психологов, педагогов, так и для родителей. Проявлениями неврозов у детей занимались и такие личности как:
  • Зигмунд Фрейд "Психоанализ детских неврозов" ( купить )
  • Гарбузов В.И. "Неврозы у детей" ( купить )
  • Спиваковская А.С. "Профилактика детских неврозов" (скачать ).
  • Для того, чтобы детский невроз не коснулся вашего ребенка, можно изучать полезную литературу, касаемо воспитания:
  • «Как вырастить ребенка счастливым» Жан Ледлофф ( скачать )
  • «Не упускайте своих детей» Гордона Ньюфелда и Габора Матэ. Взрослые часто не понимают своих чад, теряется контакт с ними, пропадает понимание, и тогда детям становятся больше близки друзья, чем родители. И это не проходит бесследно, а влияет на психоэмоциональное развитие ребенка. Данный супербестселлер психотерапевта и врача раскроет вам причины потери контакта с детьми, чтобы вы смогли найти общий язык и взаимопонимание, что позволит вам обрести спокойствие за ребенка ( купить ).
  • Заключение

    Внешнее окружение очень сильно влияет на процесс становления психики ребенка, что формирует личность в будущем. И, кстати, не стоит забывать - "как ребенка не воспитывай, все равно он будешь похож на родителя". Поэтому в первую очередь надо воспитывать себя, стремиться к жизни без невроза. Конечно же окружение тоже играет роль (детский садик, школа телевизор, игры и т.д.). К просмотру предлагается видео, в котором запечатлен эксперимент, как дети повторяют поведение:

    Школьный невроз

    Неврозы — это пограничные состояния, возникающие под влиянием травмирующих ситуаций. В детстве такой ситуацией может стать экзамен, «провал» на уроке, конфликт с учителем или одноклассниками, вообще ежедневное пребывание в школе. В западноевропейской психиатрии в этих случаях используют термин «школьные неврозы».

    Что испытывает ребенок, который не может адаптироваться к условиям школьной жизни? Известный скрипач Гидон Кремер вспоминает годы учения так:

    «Школа у меня ассоциируется с грязно-зеленовато-бежевым цветом. Сегодня кажется, что стены в здании были покрашены именно так. Черные парты и доска. Неприятное ощущение от мела, не менее противное, чем от песка, забившегося под ногти, еще не выветрилось из моей памяти. Никогда не забудется затхлый запах тряпки, которой отирали с доски, запах, навязчиво прилипавший к коже. Какое облегчение я испытывал, когда по окончании занятий сбегал вниз по лестнице с одним-единственным желанием: вон, вон, вон отсюда!».

    Приведем еще один пример — отрывок из воспоминаний Марка Шагала.

    «Не знаю почему, я начал в это время заикаться. Может, из чувства внутреннего протеста. Я отлично знал уроки, но не мог заставить себя отвечать. Такая забавная, но и весьма неприятная штука.

    И дело не в отметках — плевал я на нули!

    Ужас сковывал меня при взгляде на множество голов над партами.

    Содрогаясь болезненной дрожью, я успевал, пока шел к доске, почернеть как сажа или покраснеть как рак.

    И все. Иногда я вдобавок еще и улыбался.

    Полный ступор.

    И сколько бы мне ни подсказывали с первых парт — безнадежно.

    Я действительно знал урок. Но заикался.

    Мне казалось, я лежу без сил, а надо мной стоит и лает рыжая из страшной сказки собака. Рот у меня забит землей, землей облеплены зубы.

    Зачем мне все эти уроки?

    Сто, двести, триста страниц учебников, изорвать бы их в клочья да развеять по ветру.

    Пусть шелестят словами русского и всех заморских языков.

    Отстаньте от меня!

    «Ну что, Шагал, — говорил учитель, — ты будешь сегодня отвечать?»

    Я открываю рот: та. та. та.

    Мне казалось, что меня сейчас сбросят с четвертого этажа.

    Втиснутая в гимназическую форму, душа дрожала как лист на ветру.

    Но в конце концов меня просто отправляли на место.

    Рука учителя выводила в журнале аккуратную «двойку».

    Это я еще успевал заметить.

    Я думал только об одном: «Когда же я закончу гимназию, сколько еще учиться, и нельзя ли уйти раньше срока?».

    Здесь описана не только гамма отрицательных эмоций, вызываемых оценочной ситуацией на уроке, но и невротическая реакция — заикание. Невротические реакции разнообразны. Чаще всего у детей в период обучения в школе наблюдаются неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия. Они ярко проявляются в подростковом возрасте. Следует иметь в виду, что чем младше ребенок, тем невротические симптомы менее стойки, чем старше, тем более устойчивыми они становятся.

    Неврастения связана с истощением нервной системы и организма в целом. У школьников возникает обычно из-за учебных перегрузок. Для малоспособного, но старательного ученика оказывается непосильной школьная программа при высоких способностях и хорошей успеваемости перегрузка может быть вызвана большим количеством дополнительных занятий — иностранным языком, музыкой и т. д. Длительная чрезмерная работа без достаточного отдыха или большое напряжение при подготовке к экзаменам могут вызвать неврастению.

    У детей с школьным неврозом нарушаются сон и аппетит, появляется физическая слабость. Они сосредоточенно работают в начале урока, но затем утомляются и отвлекаются резко снижается работоспособность. Обычно жалуются на то, что стала плохой память. хотя объективных расстройств памяти у них не бывает. Чем больше они повторяют учебный материал, тем больше устают и тем меньше поэтому запоминают.

    Неврастения похожа на сильное утомление, но утомление проходит после кратковременного отдыха. При неврозе необходим длительный, правильно организованный отдых и лечение. Если это состояние затягивается, у детей снижается настроение, появляются робость, застенчивость, постоянное чувство усталости, переживание своей неполноценности.

    Чаще всего неврастения возникает у подростков астеничных, физически ослабленных, быстро утомляющихся и у мнительных, педантичных, с высоко развитым чувством долга, берущих на себя непосильную нагрузку и считающих себя ответственными за результат.

    Школьный невроз проявляется по-разному. Для школьников наиболее характерны ритуалы — навязчивые действия, как бы защищающие от грозящей опасности. Чтобы не «провалиться» при ответе у доски, ребенок, проходя от дома к школе, избегает люков — он не должен наступить ни на одну крышку или идет каким-то особенно сложным маршрутом. Одиннадцатилетний мальчик, боясь получить «двойку», утром, выходя из дома, пересчитывает окна в доме напротив другой подросток вырабатывает сложный ритуал завязывания шнурков на ботинках. Если проход к школе оказывается случайно закрыт разворачивающейся машиной или развязывается шнурок, дети испытывают ужас и из-за эмоционального напряжения действительно могут не ответить на вопрос учителя или не написать контрольную работу. А неудачи в школе, последовавшие за нарушением ритуала, подкрепляют навязчивые действия.

    Ритуалы со временем усложняются, число их увеличивается — из-за страха что-то забыть и лишиться спасительного средства. Образуются целые цепи действий: чтобы удачно выполнить одно, ребенок для подстраховки выполняет другое и т. д. Его внимание сосредоточено на этих бесконечных действиях, на них уходит время и душевные силы.

    Особенно легко школьный невроз возникает у тревожно-мнительных, боязливых, «совестливых» детей.

    Еще один невроз — истерия. Он может появиться и у детей с характером истероидного типа, и у тех, кому демонстративность несвойственна. Но в любом случае истерические состояния возникают тогда, когда это выгодно ребенку: они привлекают к нему внимание взрослых, вызывают заботу о себе, иногда обеспечивают возможность «уйти в болезнь» и избавиться, хотя бы на время, от тяжелой ситуации в школе.

    В последнее время у школьников чаще всего встречаются вегетативные и сенсомоторные расстройства. Это тошнота и рвота, непрекращающийся кашель или икота, подъем температуры, головная боль и боли в животе, нарушение сердечной деятельности, затруднение дыхания, заикание и др.

    «Ученица 11-го класса. Направлена в больницу с жалобами на тошноту и рвоту, возникающие при посещении школы и волнении.

    . В школе училась охотно, с 1-го по 5-й класс была отличницей. 1 сентября перед школой почувствовала волнение, тревогу, тошноту. После рвоты состояние выравнялось, но позднее перед школой ежедневно испытывала страх и тошноту. Боясь, что рвота возникнет в школе, «на людях», вызывала рвоту искусственно. В терапевтическом отделении тошноты не было, но дома в первый же день опять возникли страх и тошнота перед началом занятий в школе. В воскресенье и каникулярные дни тошнота никогда не появлялась.

    Зимой состояние. ухудшилось. Беспокойство, тошнота и страх стали возникать и в других ситуациях: перед посещением театра, кино, музеев. Перед ответом педагогу также испытывала каждый раз волнение и тошноту».

    Истерические состояния, возникающие на волне страха перед школой, достаточно мучительны для ребенка. Кроме того, они, как и другие невротические реакции, не способствуют решению исходных проблем. Ребенок может пролежать в больнице или дома какую-то часть учебного года, но затем он все равно будет вынужден пойти в тот же класс, к тем же учителям. Его могут освободить от сдачи экзаменов, но в следующем году ожидание следующих экзаменов станет для него еще тяжелее, будет тяготить неопределенность: освободят еще раз или нет?

    В конфликтных ситуациях могут возникать и истерические припадки. Протекают они примерно так:

    «Мальчик 10 лет. охотно посещал школу. Первые два класса окончил успешно. Обучение в 3-м классе проходило в другой школе, чем он был недоволен. В связи с частыми болезнями до школы мальчика все опекали, он был кумиром семьи, что способствовало воспитанию в нем эгоцентризма, повышенных требований к окружающим, формированию необоснованных претензий.

    В новой школе с сентября «начались нелады». После случайной двойки и выговора, сделанного матерью, мальчик «забился в припадке». Громко рыдал, «выгибался дугой», «щелкал зубами». Мать неожиданно позвали, она вышла из комнаты, мальчик остался один: припадок тут же прекратился. Аналогичные припадки повторялись после школьных или домашних неприятностей».

    Истерический припадок продолжается от нескольких минут до часа, особенно при повышенном внимании со стороны окружающих, но, если ребенок лишается зрителей, быстро заканчивается.

    Источники:
    ourboys.ru, lecheniedepressii.ru, www.nevroz-lechenye.ru, psyera.ru

    Следующие статьи:


    13 декабря 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения

    Популярное:

  • Золотуха на голове у ребенка форум (185)
  • Ребенок часто писает комаровский (55)
  • Леп у ребенка комаровский (51)
  • Заеды у ребенка чем лечить комаровский (41)
  • Узи щитовидной железы норма таблица у детей (39)
  • О нас (38)

  • Надавно добавленные материалы:

    Ангина у детей 8 лет

    Люголь имеет довольно специфический запах, и он очень неприятен на вкус из-за содержания йода. Сразу после применения горло

    Читать далее

    Тошнота и понос у ребенка 2 года

    С утра у ребенка (2 года) начался понос, несколько раз сходил. Температуры нет. Утром позавтракал с неохотой,

    Читать далее

    У ребенка 1 год заложен нос что делать

    Сильный насморк у годовалого ребенка явление распространенное, но, тем не менее, способное обернуться настоящей проблемой для всей семьи. Заложенный нос у малыша мешает спокойному сну, приводит

    Читать далее

    У ребенка сопли далеко в носу

    Содержание:Насморк в нашем обществе принято считать делом весьма обыденным, так сказать неприятным, но не болезненным состоянием. Как правило, тревожный симптом попросту игнорируется до появления

    Читать далее

    Температура при отитах у детей

    C 12 по 19 марта в форуме "Детское здоровье" на сайте Eva.Ru проходила онлайн-консультация по теме "Отит. Повышенная

    Читать далее

    У ребенка болит живот понос и рвота

    Вообще-то, при болях в животе есть общее правило:не давать ребенку обезболивающие препараты до осмотра врача,т.к. они могут "сгладить" симптомы острой хирургической

    Читать далее