Советы родителям детей с зпр
Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Развитие умения общения с детьми:
— стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии
— контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил
— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребёнку
— не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»
— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз
— для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию
— помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными
— выслушайте то, что хочет сказать ребёнок
Изменение психологического микроклимата в семье :
— установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи
— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания
— избегайте по возможности больших скоплений людей
— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Специальная поведенческая программа:
— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка
— чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям
— не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время
— помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.
Влияние сенсорного развития на детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Что нужно знать родителям о задержке психического развития.
Диагноз «ЗПР» для многих родителей звучит приговором, вынесенным их ребенку. Но так ли страшна задержка психического развития? Что делать родителям и педагогам, чтобы ребенок с таким диагнозом гармонично влился в обычную жизнь общества или вообще избавился от нарушений, делающих его непохожим на своих сверстников?
Задержка психического развития (ЗПР) ― это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. В таком случае психическое развитие отстает от принятых в научном мире норм, свойственных определенному возрасту.
Что такое ЗПР?
Педагогический диагноз «ЗПР» ставится ребенку дошкольного возраста или младшего школьного периода. Именно на этих возрастных этапах возможна коррекция развития ребенка. При отрицательном результате развития психических функций данный диагноз изменяется на более серьезные: «конституциональный инфантилизм» или «умственная отсталость».
Причины задержки психического развития
Современная наука выделяется две группы основных причин, каждая из которых имеет по несколько факторов, влияющих на развитие психики человека.
Биологические причины, связанные с функционированием организма ребенка и его родителей:
патологическая беременность, во время которой могли быть инфекционные заболевания, токсикозы тяжелой степени, случаи травмирования матери и плода, интоксикации) внутриутробная гипоксия плода преждевременные роды травма или асфиксия плода во время родов инфекционные, травматические, токсические заболевания ребенка в раннем возрасте наследственная предрасположенность.Социальными причинами ЗПР могут быть такие:
длительная изолированность ребенка от общества неблагоприятная обстановка в семье с травмированием психики: физическое и психологическое насилие, алкоголизм родителей, равнодушие родителей, неучастие в развитии ребенка и т. д.В зависимости от причин задержки психического развития существуют и разные классификации ЗПР. При диагностике ЗПР отечественные психологи часто пользуются классификацией клинических типов ЗПР по принципу происхождения К. С. Лебединской. Она выделает 4 типа ЗПР:
конституционного происхождения (ребенок в своем развитии на этап ниже, чем его сверстники: незрелая эмоционально-волевая сфера, игровые мотивы преобладают над познавательными, поверхностные эмоции) соматогенного происхождения (ощущение физической неполноценности, капризность, неуверенность, вызванные перенесенными заболеваниями: операциями с наркозом, ограниченной подвижностью, болезнями сердца и др.) психогенного происхождения (вызванные недостаточной или чрезмерной опекой, особенностями невротического характера отсутствие познавательной активности, эгоцентризм, нервозность, повышенная тревожность и др.) церебрально-органического происхождения (психическая неустойчивость или тормозивность, выражающие как в гиперактивности, так и в неуверенности, боязливости, медлительности).Рекомендации специалиста
Педагоги рекомендуют все силы сконцентрировать на развитии детей с ЗПР: для многих положительный результат будет очевиден, и о диагнозе ЗПР больше вспоминать не придется.
Какие же советы дают специалисты для успешного развития детей с ЗПР?
- Посещать специализированные детские сады, школы или группы Проводить регулярные занятия на развитие всех мыслительных процессов Заниматься с логопедом, дефектологом и психологом. Больше рисовать, лепить, клеить и т. д. Тренировать эмоциональную сферу с помощью современных методик: арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии и т. д.) Формировать пространственное и абстрактное мышление посредством специальных занятий Комплексно подходить к развитию ребенка с параллельным медикаментозным лечением, физиотерапией, ЛФК, массажем и спортивными занятиями
А главное помнить, что ЗПР ― диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.
По теме:
методические разработки, презентации и конспекты
ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ДЕТИ КОТОРЫХ С ТРУДОМ ПИШУТ И ЧИТАЮТСтатья содержит полезный материал для родителей. В ней рассказывается о том, что такое дисграфия и дислексия.
Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР)
[x] Добавление новой информации запрещено, так как закончился период активности сайта. Активировать сайт можно в разделе "Использование проекта"
Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Подготовила учитель-логопед Тришина О.Г.
- 1. Диагноз ЗПР ставится врачом-неврологом
- 2. Диагноз ЗРП означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее
- 3. Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников
- 4. Причины ЗПР:
— медицинские (проблемы беременности, проблемы родов, перенесенные заболевания)
— психологические (отсутствие развивающей среды, проблемы в семье).— врач-невролог, психоневролог
— учитель-дефектолог
— педагог-психолог
— учитель-логопед.Развитие умения общения с детьми:
- 1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
— стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии
— контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил
— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребёнку
— не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»
— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз
— для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию
— помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными
— выслушайте то, что хочет сказать ребёнок
— не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.— уделяйте ребёнку достаточно внимания
— проводите досуг всей семьёй
— не допускайте ссор в присутствии ребёнка.— установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи
— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания
— избегайте по возможности больших скоплений людей
— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка
— чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям
— не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время
— помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.
Задержка психического развития детей. ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) - причины и следствия
Полезные советы и рекомендации для родителей.
Автор: Селищева Лидия Михайловна. к линический психолог, АРТ-терапевт Логос - речевой центр г. Липецк
Каждый родитель искренне желает своему ребёнку всего самого лучшего. На первом месте в этом списке пожеланий всегда стоит здоровье. Но, увы, как ни печально, но всё же рождаются дети с физиологическими или психическими дефектами. Задержка психического развития является одним из них, но заметным становится не сразу. Однако и слишком пугаться этого не стоит.
Данный диагноз не существенно сказывается на физическом состоянии ребёнка - у него может не быть ощутимых нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и другого. Он так же ни в коем случае не будет умственно отсталым! Это лишь некоторые слабовыраженные отклонения от нормы. Сказывается это в других направлениях. В таких, как низкая работоспособность, трудности в концентрации, проблемы с памятью, отличие в поведении, проблемы в общении и адаптации в обществе.
Возможные причины возникновения ЗПР (задержки психологического развития) могут быть различны. К ним относятся проблемы в ходе беременности (к которым относится целый ряд возможных причин), неосторожность во время принятия родов или недоношенность ребёнка. Так же не исключается и генетическая предрасположенность. К сожалению, мы не всегда можем полностью контролировать все эти факторы.
Хотя при раннем обнаружении проблемы (когда ребёнок развивается быстрее всего) велика вероятность благоприятного исхода. Но за лечение необходимо браться незамедлительно, как только обратите внимание, что поведение и восприятие ребёнка отличается от его сверстников! В этом поможет развитие мелкой моторики (лепка из пластилина), чтение книг, развитие речи, обязательное обращение к специалисту и главное, постоянные, ПОСТОЯННЫЕ занятия! Не стоит думать пройдёт, догонит, перерастёт, ведь здесь на счету каждая неделя.
Однако кроме этого, ситуация обстоит так, что в связи с увеличением численности детей, страдающими ЗПР, врачи, считая это уже обычным делом, могут по ошибке поставить этот диагноз. К этому тоже следует быть готовыми и не отчаиваться тут же, услышав эту пугающую аббревиатуру. Помните, что дети восприимчивы к психическому и эмоциональному состоянию людей, окружающих его. Особенно к материнскому. Ребёнок должен ощущать лишь позитивную энергетику, чувствовать любовь и видеть улыбки близких. Но даже если диагноз, к счастью, окажется ошибочным - работа с малышом всё равно никогда не будет лишней.
Источники:
Следующие статьи:
10 ноября 2024 года
Комментариев пока нет!